6 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Положение языка во рту в спокойном состоянии

Важность правильного положения языка.

Правильное положение языка чрезвычайно важно для роста и развития лица. Это не только влияет на эстетику лица и улыбки, но и может вызвать проблемы с глотанием, носовым дыханием и речью. Во время роста и на протяжении всей жизни важно, чтобы кончик языка был расположен позади передних зубов в углублении на нёбе за верхними передними зубами в течение всего дня и ночи, за исключением разговора или жевания. Даже если вы попробуете проверить ваше положение языка, то у многих задняя часть языка все равно останется в слишком низкой позиции. Поэтому идеальное положение языка — это когда к нёбу поднят не только кончик языка, но и вся его задняя часть также находится на нёбе и плотно прилеплена к нему.

Если ваш язык расположен ниже передних зубов, это приведет к тому, что верхняя часть нёба со временем становится очень узкой и способствует перекрестному прикусу. Также такое положение языка может привести к тому, что передние зубы не будут перекрываться надлежащим образом и образуется открытый прикус.
Теперь давайте рассмотрим, как неправильное положение языка влияет на различные функции языка (глотание, носовое дыхание и речь).

Глотание
У каждого человека вырабатывается свой способ глотания — это как отпечаток пальцев. Нормальное глотание характеризуется давлением кончика языка на твердое нёбо непосредственно за центральными резцами.Нарушение положения языка при глотании создает свои негативные силы, действующие на череп.

Неправильное глотание также вызывает напряжение в мышцах щёк, подбородка и губ (так называемые мышечные тяжи), и это приводит в будущем к мимическим морщинам.

Диагностика глотания: положите кисть на горло и почувствуйте движение подъязычной кости во время глотания. Координированное движение характеризуется плавным циркулярным движением подъязычной кости. Подергивание, задержка движения и латеральная направленность ассоциируются с дисфункцией глотания.

Носовое дыхание

Природой человеку определено дышать носом. При ротовом дыхании правильное положение языка невозможно — он располагается на дне полости рта, в области нижней челюсти. Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица.

При ротовом дыхании, ещё в детстве происходит опускание языка вниз. В результате этого возникает сужение верхнего нёба и скученность верхних зубов во фронтальном отделе.
Если носовое дыхание нарушено, пациент живет с открытым ртом. Язык располагается не на месте, челюсть устремляется вперед, голова наклонена. Неправильную нагрузку испытывают свод черепа, мышцы шеи и сам позвоночник. Плечи оказываются на разном уровне. Это очень важный момент для понимания того, что плохая осанка может быть связана с положением языка.

Речь

Речь и функция языка в значительной степени зависят от положения передних зубов. Чтобы выговаривать некоторые буквы нужно правильно прикасаться к передним зубам, чтобы речь была четкой. Поэтому, если у вас имеются проблемы с выговариванием некоторых букв, то скорее всего у вас неправильное положение языка.

КАК ИСПРАВИТЬ НАРУШЕНИЯ ПРИКУСА И ПОЛОЖЕНИЯ ЯЗЫКА.

Решение проблемы нарушенного прикуса и положения языка должно быть комплексное — это не только ношение различных ортодонтических аппаратов, но также работа с восстановлением анатомически правильного положения языка, выработки правильного стереотипа глотания, жевания, положения головы, осанки.
Скажу вам честно, по своему опыту — это задача не очень простая. Первые 6 месяцев при ношении аппарата я пыталась развить правильную позу языка ,но до конца я так и не справилась с этим. И только в последние несколько недель, после расширения неба в верхней челюсти, я смогла прислонить середину и заднюю часть языка к своему небу и испытать правильную позу языка. Поэтому, всем тем у кого нижнее положение языка и очень узкое верхнее нёбо хочу сообщить, что самостоятельно развить правильное положение языка не получится пока вы не поработаете со специалистом (ортодонтом, гнатологом, нейромышечный стоматологом, ортокраниодонтом).
Что меня больше всего поразило в этом новом для меня положении языка, так это его влияние на мою шею. Новое положение языка стало обеспечивать жесткость и целостность глубоких внутренних мышц моей шеи. Другими словами, я думаю, что большая часть слабости моей шеи — просто результат моего плохого положения языка. Чем лучше мой язык давит на верхнеё небо, тем более правильное и комфортное положение моей шеи.
Для выработки правильного положения языка, помимо ношения ортодонтических аппаратов, врачи прибегают к миогимнастике. Я хочу поделиться с вами некоторыми упражнениями, которые мне рекомендовали нейромышечный стоматолог и остеопат. Они не только сформируют правильное положения языка, но и укрепят ваши мышцы лица.

Итак, первое упражнение

Также по возможности выполняйте и другие упражнения из раздела миогимнастики, более подробно вы сможете ознакомиться с ними по ссылке https://infovnchs.ru/articles/myogymnastics/

Чтобы увидеть хороший результат этих упражнений, выполняйте их несколько раз в течение дня. Если вы сделаете это, вы должны начать замечать, как работает мышечная память и ваш язык естественным образом поднимется в правильное положение!

Я надеюсь, что теперь вы знаете, что такое правильное положение языка и как можно улучшить его работу. Если вы испытываете проблемы с носовым дыханием, глотанием, речью, то проконсультируйтесь об этом со специлистом (ортодонтом, гнатологом, нейромышечным стоматологом, ортокраниодонтом). А также, советую вам заняться миогимнастикой, тогда вы станете лучше выглядеть, чувствовать, дышать и спать. Ну, а я, в свою очередь буду продолжать работать с правильным положением языка теперь уже с помощью аппарата ALF, а также делать миогимнастические упражненения. Так как мое тело явно посылает мне громкие и ясные сообщения: «Это хорошо! Это правильно! Делай это больше!» И я буду это делать.

Правильное положение языка
консультация

Немного о том, как важно правильное положение языка и как оно влияет на правильный прикус, красоту лица, речь и здоровье.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Про носовое и ротовое дыхание и правильное положение языка

Задумывались ли вы, где находится ваш язык при закрытом рте в состоянии покоя? И как это влияет на правильный прикус, красоту лица, речь и здоровье?
Язык в состоянии покоя и при глотании (не младенца и не ребенка раннего возраста) упирается в твердое нёбо за верхними резцами примерно в 5 мм от них, в так называемой «точке покоя» .
Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным. До прорезывания первых зубов инфантильный тип глотания является физиологической нормой.
При появлении зубов и переходе на твердую пищу инфантильный тип глотания сменяется соматическим (взрослым). При глотании язык начинает упираться в твердое небо. Если хотите проверить какой тип глотания у вашего ребенка, дайте ему стакан воды и посмотрите как он пьет, двигаются ли его щеки и губы, образуются ли на них ямочки. Если да — это инфантильный тип глотания. Если при глотании лицо неподвижно, глотательное движение выдает только кадык, то это — соматический. Считается, что инфантильный тип глотания сменяется на взрослый в 2 года, но на практике сменяется постепенно к 6 годам, а у небольшого процента людей так и остается на всю жизнь инфантильным.
Правильное положение языка возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт. При носовом дыхании весь вдыхаемый воздух успевает очистится, согреться. Поток воздуха, проходя через нос, стимулирует рост верхней челюсти в ширину и гармоничный рост всей средней трети лица. Развитие верхней челюсти зависит именно от силы мышц языка — если он находится в физиологически правильном положении на верхнем нёбе. А верхняя челюсть (максилла) не зря называется «костью красоты». Она отвечает за красоту лица, его гармоничность, трехмерность.
А теперь давайте рассмотрим, к каким последствиям приводит неправильное положение языка при ротовом дыхании.
Когда язык не занимает своего правильного положения, нарушается прикус. Верхнее небо становится высоким, зубы верхнего ряда скученными, не развиваются гайморовы пазухи. Формируется «аденоидный» тип лица (вытянутое со скошенным подбородком). При ротовом дыхании ребенок часто болеет, зубы поражает кариес, из-за гипоксии ребенок быстро утомляется. Нарушается фонематический слух, а вместе с ним и звукопроизношение. Из-за неправильного положения головы нарушается осанка. И т.д.
Причины ротового дыхания разные: аденоиды, нарушение тонуса артикуляционных мышц, короткая уздечка языка, строение костей скелета, долгое сосание соски и т.п.
Что делать, если вы заметили у своего ребенка ротовое дыхание. Прежде всего, вам понадобится консультация специалистов: отоларинголога, ортодонта, логопеда и, возможно, специальное лечение.
Что можно сделать прямо сейчас как для решения обнаруженной проблемы, так и для профилактики. Правило номер один: поменьше мягких сосисок, побольше твердых яблок, морковок, мяса и т.д.. В общем, всего того, что нужно жевать. Правило номер два: своевременное отучение вредных привычек: сосание пальца , нижней губы, соски.

Читать еще:  На внутренней стороне щеки появилась шишка нароста во рту

Также, вам придет на помощь примерный комплекс артикуляционных упражнений для тренировки правильного положения языка:
(Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, ежедневно по 10-25 раз)

1. Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

4. Чистим верхние зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

5. Посчитай верхние зубы

Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Неправильное глотание и привычка давления языком на зубы.

Глотание – важное звено в приеме пищи. Глотание представляет собой сумму двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок. Глотательный рефлекс относится к врожденным рефлексам. Центр глотания располагается в продолговатом мозге, на дне IV желудочка. Рядом с центром глотания находятся дыхательный центр и центр, регулирующий сердечную деятельность. Функция этих трех центров взаимосвязана, что выражается в незначительном учащении сердцебиения и торможении возбуждения дыхательного центра, приводящего к рефлекторной остановке дыхания во время глотания.

Процесс глотания осуществляется следующим образом. После того как пища разжевана и смочена слюной, язык, щеки и губы формируют ее в комок, который укладывается в желобок на спинке языка. В это время губы сомкнуты, нижняя челюсть приведена к верхней до контакта зубов в центральной окклюзии. В этом положении нижняя челюсть удерживается в течение всего процесса глотания. Таким образом, язык оказывается как бы в жесткой полости, способной служить опорой для толчка при перемещении комка в ротоглотку.

Переднее положение языка беззубого младенца может закрепиться и стать причиной неправильного глотания и после прорезывания зубов. Мышцы при этом не приводят нижнюю челюсть до контакта с верхней и кончик языка при глотании упирается в губы и щеки.

Следовательно, при неправильном глотании зубы не сомкнуты, губы и щеки контактируют с языком, в положении рта вместо отрицательного возникает положительное давление. Происходит компенсаторное, дополнительное сокращение мышц, участвующих в глотании, и вовлечение в этот процесс других мышц. Естественно, что все это отражается на формировании челюстей и других костей лицевого скелета.

Клиническим признаком давления языком на зубы считается наличие диастемы и трем, атрофия альвеолярного отростка.

Ротовое дыхание (Затрудненное носовое дыхание).

Известно, что в норме при привычной физической нагрузке вдыхаемый и выдыхаемый воздух проходит через полость носа.

Ротовое дыхание может быть обусловлено тремя причинами:

пониженной функцией мышц, замыкающих ротовую полость спереди и сзади, что позволяет струе воздуха проходить через имеющуюся щель (язык при этом располагается между зубами);

наличием препятствия в верхних дыхательных путях (аденоиды, воспаление слизистой оболочки, искривление носовой перегородки, полипы и др.);

привычкой дышать через рот, остающейся нередко после устранения механических препятствий.

Причиной возникновения аномалий могут быть аллергические реакции, появляющиеся в носоглотке.

У таких детей формируется дистальнаяокклюзия зубных рядов и вертикальная резцовая дизокклюзия.

Затрудненное носовое дыхание приводит к нарушению жизнедеятельности организма и рассматривается как причина расстройства умственного и физического развития.

Механизм возникновения аномалий у детей с нарушением носового дыхания изучала и М.М. Ванкевич, которая обнаружила, что при ротовом дыхании изменяется миодинамическое равновесие мышц-антагонистов и синергистов. Изменяется также положение языка, повышается активность жевательных и щечных мышц, что приводит к формированию вертикальной резцовой дизокклюзии.

Механизм развития зубочелюстных аномалий при ротовом дыхании объясняется по-разному. Наиболее существенно при этом следующее. Ротовое дыхание приводит к нарушению деятельности мимических мышц, круговой мышцы рта, языка.

При нормальном носовом дыхании во время покоя кончик языка прилегает к небной поверхности передних зубов верхней челюсти. При ротовом же дыхании он как бы распластывается на дне полости рта. Вследствие отставания нервно-мышечного развития органов полости рта развивается глоссоптоз. Верхняя зубная дуга под действием щечной и жевательной мускулатуры суживается с боков. Сниженный тонус круговой мышцы рта способствует выдвижению фронтального участка верхней зубной дуги вперед. Создавшееся отрицательное давление в полости носа способствует формированию высокого («готического») неба. Увеличение тонуса мышц, опускающих нижнюю челюсть (они же смещают ее назад), вытягивание вперед слегка приподнятой головы, глоссоптоз способствуют смещению нижней челюсти назад. В силу названных причин у детей с ротовым дыханием чаще всего развивается дистальный прикус (дистальная окклюзия) с глубоким резцовым перекрытием. Если язык прокладывается между зубными рядами, развивается, как правило, открытый прикус.

Исходя из вышеизложенного, нормализация носового дыхания является задачей первостепенной важности. Ее необходимо решать вместе с оториноларингологами.

10. Основные методы обследования в ортодонтии. Принципы формулирования ортодонтического диагноза.

1.Сбор анамнеза у ребенка

2.Сбор анамнеза у родителей

б.лицо в фас и профиль

5.Осмотр преддверия рта

6.Исследование собственно полости рта

язык, твердое и мягкое небо, зубы и характер их смыкания.

Диагноз – это краткое врачебное заключение о сущности заболевания и состояния больного, выраженное в терминах современной медицинской науки (Апанасенко Г. Л., Попова Л. А., 2000).

Читать еще:  Какой размер языка у человека

Различают два вида диагноза: предварительный и окончательный (заключительный). Предварительный диагноз ставится на основе данных, полученных при субъективном и объективном обследовании, т. е. у кресла больного. Окончательный диагноз формулируется после проведения дополнительных исследований.

Рассмотрим структуру предварительного диагноза.

В клинике ортодонтии принято формулировать описательный диагноз, состоящий из основного и сопутствующего. В основном диагнозе должны найти отражение следующие моменты:

– основная аномалия (основной считается аномалия прикуса; если у пациента имеется сочетание аномалий прикуса в нескольких плоскостях, основной является аномалия в сагиттальной плоскости – дистальная и мезиальная окклюзии) и патогенетически связанные с ней осложнения;

– аномалии зубных рядов и отдельных зубов;

– аномалии мягких тканей преддверия рта, уздечек губ, языка;

– дефекты коронок зубов и зубных рядов;

– стоматологические заболевания, не относящиеся к сфере деятельности врача-ортодонта (кариес, гингивит и т. д.).

При формулировке диагноза необходимо применять термины в соответствии с классификацией, принятой в данной клинике или на кафедре.

Окончательный диагноз по своей структуре не отличается от предварительного и должен состоять из двух частей – основного и сопутствующего диагноза. Вместе с тем он должен включать формулировки, уточняющие этиологию аномалии, ее патогенез (например, неправильное положение челюсти относительно основания черепа, макро– или микрогнатия, нарушение развития альвеолярных отростков и т. д.), клиническую форму аномалии, степень сужения зубных рядов и недостаточности апикального базиса. Таким образом, отличие окончательного диагноза от предварительного заключается в том, что он составляется с соблюдением трех основных принципов: 1) нозологического (указание вида аномалии в соответствии с принятой классификацией); 2) этиологического (указание причины) и 3) патогенетического (указание характера и локализации имеющихся нарушений в развитии).
11. Биометрические методы измерения диагностических моделей челюстей (методы Тона, Коркхауза, Пона).

Метод Пона

Метод позволяет определить индивидуальную норму ширины зубных дуг. Pont установил зависимость между суммой ширины коронок верхних четырех резцов и шириной зубных дуг в области премоляров и моляров.

1. На 4 ! 4— середина межбугровой фиссуры.

На 6 ! 6— пересечение продольной и первой поперечной фиссур.

3. На нижних 4 ! 4 — контактная точка между 5 4 ! 4 5

4. На нижних 6 ! 6 — вершина дистального щечного бугра для 4-х бугровых моляров и вершина среднего бугра для 5-ти бугровых моляров.

Для расчета применяют формулу:

Премолярный индекс: сумма ширины верхних 4-х резцов x 100%= Расстояние между 4¦4

Молярный индекс: сумма ширины верхних 4-х резцов x 100%= Расстояние между 6¦6

Соответственно из этой формулы можно вычислить индивидуальную норму ширины зубных дуг, которую сравнивают с шириной, измеренной на моделях по таблицам находят среднестатистические данные и выясняют на какую величину сужен или расширен зубной ряд соответствующей челюсти.

Linder и Harth проверили метод Pont и внесли поправки: премолярный индекс — 85, молярный индекс — 65.

В норме ширина зубных дуг на нижней и верхней челюсти равны.

Метод Коркхауза

Коркхауз установил, что между суммой ширины постоянных верхних резцов и длиной переднего отрезка зубной дуги имеется зависимость, которая представлена в табл. 4.

Длину переднего отрезка верхней зубной дуги измеряют от контактной точки между центральными резцами до точки, расположенной на пересечении средней линии с линией, проведенной через передние измерительные точки по Пону, т. е. на премолярах.

Алгоритм измерения модели верхней челюсти по методу Коркхауза:

1. Определить сумму ширины четырех резцов.

2. Определить длину переднего отрезка зубной дуги. Для этого на модели соединить точки Пона на премолярах, положив на них линейку. Опустить перпендикуляр от контактной точки между резцами на линию, соединяющую точки на премолярах, и с помощью штангенциркуля измерить это расстояние.

Зависимость суммы четырех резцов и длины переднего отрезка верхнего зубного ряда по Коркхаузу

3. Сравнить фактическую величину переднего отрезка зубной дуги с искомой

Индекс Тона

При помощи специального штангенциркуля измеряли мезиодистальные размеры коронковых частей зубов. Измерения проводили в области экватора. У всех пациентов определялся индекс Тонна, который отображает взаимоотношение размеров зубов верхней и нижней челюсти:

Сумма ширины 4-х верхних резцов

Сумма ширины 4-х нижних резцов

Если величина соотношения больше 1,45 – значит у пациента индивидуальная макродентия верхних зубов, что может являться причиной ретенции зубов. Величина соотношения меньше 1,25 говорит об индивидуальной макродентии нижних зубов.

12. Рентгенологические методы обследования в ортодонтии.

Рентгенографический метод в ортодонтии используется в целях диагностики и дифференциальной диагностики ЗЧА, определения плана и прогноза лечения, изучения динамики лечебного процесса и проведения научных исследований. Врач ортодонт современной практики располагает следующими методиками лучевой диагностики:

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

О взаимосвязи прикуса и расположения языка в ротовой полости

Значение правильного прикуса для здоровья

Все родители желают своему ребенку лучшего, мечтают, что он вырастет умным, красивым, здоровым и успешным. И каждому родителю стоит узнать, что все это — здоровье, красота, успехи в учебе и общении — может зависеть от такой простой вещи, на которую далеко не все обращают внимание: от положения языка во рту и от формирования правильного прикуса.

На что влияет положение языка?

Язык принимает участие во многих важных процессах:

  • определяет вкус и температуру пищи;
  • помогает в перемешивании пищи и слюны, запуская процесс пищеварения;
  • обеспечивает глотание;
  • участвует в формировании речи.

А еще, совершая несколько тысяч движений в сутки (только глотательных движений около 2000), язык участвует в формировании свода нёба и прикуса.

Соотношение челюстей в прикусе имеет тесную взаимосвязь с позицией головы относительно тела и осанки в целом.

Прикус — это взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей во время их плотного смыкания. В зависимости от возраста прикус может быть молочным, сменным и постоянным. Классификации прикуса не тема этой статьи, поэтому остановлюсь только на описании физиологического прикуса, который характеризуется следующими признаками:

  • не нарушает процесс приема пищи;
  • не искажает речь;
  • не портит внешние характеристики лица.

При полном смыкании зубов физиологический прикус отвечает следующим показателям:

  • верхний зубной ряд закрывает собой треть нижнего зубного ряда;
  • все противопоставленные жевательные зубы верхней и нижней челюстей хорошо смыкаются друг с другом;
  • условная центральная линия, проведенная по лицу вертикально, делит челюсти на одинаковые половины.

Заранее прошу прощения у врачей-ортодонтов, за такое упрощенное описание физиологического прикуса и может быть еще какие-то неточности. Надеюсь, смысл статьи от этого не пострадал.

Для правильного роста зубов в полости рта должно образоваться так называемое миодинамическое равновесие, то есть давление языка изнутри на зубной ряд верхней челюсти должно соответствовать давлению мышц губ и щёк снаружи.

В норме, кончик языка в нейтральном положении, располагается за верхними резцами, не касаясь их. Там, где язык находится, когда мы произносим звук «Н», в так называемой «точке покоя». Во время каждого глотательного движения, спинка языка прижимается к небу, стимулируя рост верхней челюсти в ширину, улучшая кровоснабжение носо-и ротоглотки и повышая таким образом местный иммунитет. Правильное положение языка в покое и при глотании возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт. При носовом дыхании , весь вдыхаемый воздух успевает очистится, согреться. Поток воздуха, проходя через носовые раковины, также стимулирует рост верхней челюсти в ширину и гармоничный рост всей средней трети лица.

Читать еще:  Паракератоз слизистой полости рта

Теперь остановлюсь немного на сменном прикусе и проблемах формирования физиологического прикуса, которые становятся очевидными именно во время смены зубов. Обычно это возраст начиная с 4-5 лет до 12-14 лет. Во время сменного прикуса происходит наиболее интенсивный рост челюстных костей, поэтому коррекция прикуса так же наиболее эффективна именно в это время.

У детей , которые дышат через рот , формируется так называемый «аденоидный» тип лица, лицо при этом становится узким и длинным — вытянутым. Узкие челюсти обусловливают недостаток места для постоянных зубов, то есть их скученность. Готическое небо и недостаток места для спинки языка создаёт проблемы со звукопроизношением.

Дети с неправильным прикусом часто дышат ртом, даже если носовые пути проходимы. У них формируется привычное ротовое дыхание и они начинают чаще болеть простудными заболеваниями. Доказано , что при ротовом дыхании снижается оксигенация крови, а также передача кислорода тканям. Больше других органов от гипоксии страдает мозг. Дети становятся раздражительными не усидчивыми,не внимательными.

Язык у таких детей находится в среднем (межзубном) или низком положении – между небом и нижней челюстью. При глотании он упирается не в свод неба, а в зубы. Язык мощнейший мышечный орган и при его давлении, зубы отклоняются от нормального положения.

Очень часто это сочетается со слабостью круговой мышцы рта, которая в норме должна обеспечивать баланс давления на зубы снаружи.

В норме, глотание должно быть видно только по движению щитовидного хряща, лицо не должно напрягаться. При неправильном же положении языка и слабости круговой мышцы рта, ребёнку приходится задействовать дополнительные мышцы, чтобы держать при глотании рот закрытым. Он начинает помогать себе при глотании уголками губ, мимическими мышцами лица, движением шеи, плечами, иногда даже животом.

Язык, при среднем или нижнем положении, перекрывает дыхательные пути и, чтобы хоть как-то приоткрыть их, ребенок вынужденно выдвигает голову вперед и приподнимает подбородок. Такое неестественное положение головы и шеи изменяет и верхнюю часть грудной клетки. Ортопеды, видя такую картину, говорят о нарушении осанки.

Итак, изменение положения языка ведет к изменению положения головы, искажению анатомически правильного расположения относительно друг друга шейных позвонков, подъязычной кости, хрящей гортани и мягких тканей шеи, трахеи и пищевода, сосудов, питающих мозг, и нервных стволов, обеспечивающих работу всех внутренних органов.

Таким образом, крайне важным во время сменного прикуса становится формирование носового дыхания и создание условий для анатомически правильного положения и функционирования языка, потому что это будет способствовать как нормальному развитию зубо-челюстной системы , так и всего организма ребёнка.

  • нормальное жевание, облегчает работу всего желудочно-кишечного тракта;
  • нормальное глотание формирует правильный прикус и гармоничные черты лица;
  • носовое дыхание снижает риск возникновения простудных заболеваний (воздух очищается, согревается, лимфоидная ткань не подвергается дополнительной нагрузке и не гипертрофируется);
  • улучшает функцию ЦНС , за счет достаточного получения кислорода;
  • улучшается коммуникативная функция за счет четкой и понятной речи;
  • за счет правильной осанки развивается чувство равновесия, ловкость, скоординированность.

Правильный прикус и анатомическое положение языка — залог здоровья и благополучия вашего ребенка.

Кратко хочу перечислить факторы, которые могут приводить к неправильному положению и функционированию языка:

  • Внутриутробные факторы (многоплодная беременность, аномалии строения матки, повышенный тонус матки во время беременности, генетическая обусловленность и т.д.);
  • Травматичные роды;
  • Недоношенность;
  • Искусственная вентиляция легких на первом году жизни;
  • Искусственное вскармливание;
  • Несвоевременное введение прикорма;
  • Отсутствие в рационе ребёнка твёрдой пищи;
  • Вредные привычки: сосание пальца, языка, щеки, различных предметов, длительное сосание пустышки (более 1,5 лет);
  • Преждевременная потеря молочных зубов;
  • Частые заболевания ЛОР-органов, увеличенные аденоиды.

На что следует обратить внимание родителям и насторожиться

  • Дыхание ртом, если у ребёнка нет насморка.
  • Отсутствие промежутков между зубами к 4-5 годам.

Молочные зубы маленькие и для них обычно всегда хватает места, даже если челюсть не развилась достаточно. По мере взросления и подготовки ребенка к сменному прикусу между молочными зубами должны появляться так называемые тремы- небольшие, но отчетливые расстояния. Когда молочные зубы выпадут, прорежутся постоянные, которые значительно шире молочных, и им должно хватить места для нормального роста и формирования ровного красивого зубного ряда.

  • Понаблюдать за глотанием слюны у ребенка, в норме глотание происходит незаметно, без напряжения мимических мышц.

Обычно детский стоматолог на приеме обращает внимание родителей на начинающиеся проблемы формирования правильного прикуса и направляет таких детей к ортодонту.

Если же этого не происходит, обязательно надо показать ребёнка в возрасте 4-5 лет детскому ортодонту, желательно, учитывающим в работе функциональный подход.

Как исправить нарушения прикуса и положения языка.

Обязательно должен быть комплексный подход. Современная ортодонтия предлагает различные способы выравнивания зубов. Но как мы уже убедились, выравнивать зубы неэффективно без устранения приводящих к этим изменениям причин.

Поэтому решение проблемы нарушенного прикуса должно быть направлено на весь комплекс патологических изменений: восстановление анатомически правильного положения языка, выработку правильного стереотипа глотания, жевания, положения головы, осанки.

Остеопатическое лечение предлагает именно такой подход: восстановление или формирование правильного соотношения анатомических структур

  1. Коррекция ослабленных или избыточно напряженных мышц лица, шеи, дна рта и непосредственно языка, это приведет к восстановлению правильного положения языка в полости рта и равномерному участию в процессах жевания и глотания соответствующих мышечных цепочек.
  2. Воздействие на костные структуры формирующие полости носа и рта приводит к восстановлению физиологических объемов этих полостей и способствует улучшению носового дыхания, жевания, глотания и речи.
  3. Двигательная иннервация языка, глотание и жевание обеспечивается подъязычным нервом, который выходит из полости черепа через канал подъязычного нерва, где в некоторых случаях возможно его сдавление. До определенного возраста в этой зоне сохраняется подвижность и методами остеопатии возможно восстановить физиологическое соответствие этих анатомических структур.

Миофункциональная гимнастика.

Включает упражнения для мышц лица, особенно тех, что участвуют в глотании, жевании и речеобразовании. Ребёнок быстрее переходит на носовой (правильный) тип дыхания, а язык занимает правильное положение во рту, помогая формировать нормальный прикус.

Ношение миофункциональных трейнеров.

Они изготовленные из мягкого силикона и нейтрализуют избыточное давление мышц на челюсти и зубы, устраняют вредные привычки и стимулируют правильное развитие костей лицевого скелета и зубов. Трейнеры относительно недороги, так как производятся серийно и легко подбираются под размеры челюстей конкретного ребёнка.

С постепенным восстановлением носового дыхания и правильного глотания выравниваются зубы, становятся гармоничнее черты лица. Приходит в норму опорно-двигательный аппарат, улучшается работа всех внутренних органов и систем.

В результате ребёнок любого возраста:

  • меньше болеет;
  • становится более выносливым физически;
  • лучше обучается;
  • становится эмоционально сбалансированным;
  • с детства имеет красивые ровные и здоровые зубы и гармоничные черты лица.

Эффект видимый и стойкий, так как специалисты устраняют причину проблемы, а не борются с её отдалёнными последствиями.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector