4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О взаимосвязи прикуса и расположения языка в ротовой полости

Важность правильного положения языка.

Правильное положение языка чрезвычайно важно для роста и развития лица. Это не только влияет на эстетику лица и улыбки, но и может вызвать проблемы с глотанием, носовым дыханием и речью. Во время роста и на протяжении всей жизни важно, чтобы кончик языка был расположен позади передних зубов в углублении на нёбе за верхними передними зубами в течение всего дня и ночи, за исключением разговора или жевания. Даже если вы попробуете проверить ваше положение языка, то у многих задняя часть языка все равно останется в слишком низкой позиции. Поэтому идеальное положение языка — это когда к нёбу поднят не только кончик языка, но и вся его задняя часть также находится на нёбе и плотно прилеплена к нему.

Если ваш язык расположен ниже передних зубов, это приведет к тому, что верхняя часть нёба со временем становится очень узкой и способствует перекрестному прикусу. Также такое положение языка может привести к тому, что передние зубы не будут перекрываться надлежащим образом и образуется открытый прикус.
Теперь давайте рассмотрим, как неправильное положение языка влияет на различные функции языка (глотание, носовое дыхание и речь).

Глотание
У каждого человека вырабатывается свой способ глотания — это как отпечаток пальцев. Нормальное глотание характеризуется давлением кончика языка на твердое нёбо непосредственно за центральными резцами.Нарушение положения языка при глотании создает свои негативные силы, действующие на череп.

Неправильное глотание также вызывает напряжение в мышцах щёк, подбородка и губ (так называемые мышечные тяжи), и это приводит в будущем к мимическим морщинам.

Диагностика глотания: положите кисть на горло и почувствуйте движение подъязычной кости во время глотания. Координированное движение характеризуется плавным циркулярным движением подъязычной кости. Подергивание, задержка движения и латеральная направленность ассоциируются с дисфункцией глотания.

Носовое дыхание

Природой человеку определено дышать носом. При ротовом дыхании правильное положение языка невозможно — он располагается на дне полости рта, в области нижней челюсти. Внешние признаки ротового дыхания: приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица.

При ротовом дыхании, ещё в детстве происходит опускание языка вниз. В результате этого возникает сужение верхнего нёба и скученность верхних зубов во фронтальном отделе.
Если носовое дыхание нарушено, пациент живет с открытым ртом. Язык располагается не на месте, челюсть устремляется вперед, голова наклонена. Неправильную нагрузку испытывают свод черепа, мышцы шеи и сам позвоночник. Плечи оказываются на разном уровне. Это очень важный момент для понимания того, что плохая осанка может быть связана с положением языка.

Речь

Речь и функция языка в значительной степени зависят от положения передних зубов. Чтобы выговаривать некоторые буквы нужно правильно прикасаться к передним зубам, чтобы речь была четкой. Поэтому, если у вас имеются проблемы с выговариванием некоторых букв, то скорее всего у вас неправильное положение языка.

КАК ИСПРАВИТЬ НАРУШЕНИЯ ПРИКУСА И ПОЛОЖЕНИЯ ЯЗЫКА.

Решение проблемы нарушенного прикуса и положения языка должно быть комплексное — это не только ношение различных ортодонтических аппаратов, но также работа с восстановлением анатомически правильного положения языка, выработки правильного стереотипа глотания, жевания, положения головы, осанки.
Скажу вам честно, по своему опыту — это задача не очень простая. Первые 6 месяцев при ношении аппарата я пыталась развить правильную позу языка ,но до конца я так и не справилась с этим. И только в последние несколько недель, после расширения неба в верхней челюсти, я смогла прислонить середину и заднюю часть языка к своему небу и испытать правильную позу языка. Поэтому, всем тем у кого нижнее положение языка и очень узкое верхнее нёбо хочу сообщить, что самостоятельно развить правильное положение языка не получится пока вы не поработаете со специалистом (ортодонтом, гнатологом, нейромышечный стоматологом, ортокраниодонтом).
Что меня больше всего поразило в этом новом для меня положении языка, так это его влияние на мою шею. Новое положение языка стало обеспечивать жесткость и целостность глубоких внутренних мышц моей шеи. Другими словами, я думаю, что большая часть слабости моей шеи — просто результат моего плохого положения языка. Чем лучше мой язык давит на верхнеё небо, тем более правильное и комфортное положение моей шеи.
Для выработки правильного положения языка, помимо ношения ортодонтических аппаратов, врачи прибегают к миогимнастике. Я хочу поделиться с вами некоторыми упражнениями, которые мне рекомендовали нейромышечный стоматолог и остеопат. Они не только сформируют правильное положения языка, но и укрепят ваши мышцы лица.

Итак, первое упражнение

Также по возможности выполняйте и другие упражнения из раздела миогимнастики, более подробно вы сможете ознакомиться с ними по ссылке https://infovnchs.ru/articles/myogymnastics/

Чтобы увидеть хороший результат этих упражнений, выполняйте их несколько раз в течение дня. Если вы сделаете это, вы должны начать замечать, как работает мышечная память и ваш язык естественным образом поднимется в правильное положение!

Я надеюсь, что теперь вы знаете, что такое правильное положение языка и как можно улучшить его работу. Если вы испытываете проблемы с носовым дыханием, глотанием, речью, то проконсультируйтесь об этом со специлистом (ортодонтом, гнатологом, нейромышечным стоматологом, ортокраниодонтом). А также, советую вам заняться миогимнастикой, тогда вы станете лучше выглядеть, чувствовать, дышать и спать. Ну, а я, в свою очередь буду продолжать работать с правильным положением языка теперь уже с помощью аппарата ALF, а также делать миогимнастические упражненения. Так как мое тело явно посылает мне громкие и ясные сообщения: «Это хорошо! Это правильно! Делай это больше!» И я буду это делать.

Правильное положение языка
консультация

Немного о том, как важно правильное положение языка и как оно влияет на правильный прикус, красоту лица, речь и здоровье.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Про носовое и ротовое дыхание и правильное положение языка

Задумывались ли вы, где находится ваш язык при закрытом рте в состоянии покоя? И как это влияет на правильный прикус, красоту лица, речь и здоровье?
Язык в состоянии покоя и при глотании (не младенца и не ребенка раннего возраста) упирается в твердое нёбо за верхними резцами примерно в 5 мм от них, в так называемой «точке покоя» .
Ребёнок рождается с хорошо развитым механизмом глотания. Благодаря сокращению мышц губ, щёк, языка при сосании в полости рта младенца создаётся отрицательное давление, и молоко поступает в рот, а язык, располагаясь между беззубыми деснами, направляет молоко в ротоглотку. Такой тип глотания называется инфантильным. До прорезывания первых зубов инфантильный тип глотания является физиологической нормой.
При появлении зубов и переходе на твердую пищу инфантильный тип глотания сменяется соматическим (взрослым). При глотании язык начинает упираться в твердое небо. Если хотите проверить какой тип глотания у вашего ребенка, дайте ему стакан воды и посмотрите как он пьет, двигаются ли его щеки и губы, образуются ли на них ямочки. Если да — это инфантильный тип глотания. Если при глотании лицо неподвижно, глотательное движение выдает только кадык, то это — соматический. Считается, что инфантильный тип глотания сменяется на взрослый в 2 года, но на практике сменяется постепенно к 6 годам, а у небольшого процента людей так и остается на всю жизнь инфантильным.
Правильное положение языка возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт. При носовом дыхании весь вдыхаемый воздух успевает очистится, согреться. Поток воздуха, проходя через нос, стимулирует рост верхней челюсти в ширину и гармоничный рост всей средней трети лица. Развитие верхней челюсти зависит именно от силы мышц языка — если он находится в физиологически правильном положении на верхнем нёбе. А верхняя челюсть (максилла) не зря называется «костью красоты». Она отвечает за красоту лица, его гармоничность, трехмерность.
А теперь давайте рассмотрим, к каким последствиям приводит неправильное положение языка при ротовом дыхании.
Когда язык не занимает своего правильного положения, нарушается прикус. Верхнее небо становится высоким, зубы верхнего ряда скученными, не развиваются гайморовы пазухи. Формируется «аденоидный» тип лица (вытянутое со скошенным подбородком). При ротовом дыхании ребенок часто болеет, зубы поражает кариес, из-за гипоксии ребенок быстро утомляется. Нарушается фонематический слух, а вместе с ним и звукопроизношение. Из-за неправильного положения головы нарушается осанка. И т.д.
Причины ротового дыхания разные: аденоиды, нарушение тонуса артикуляционных мышц, короткая уздечка языка, строение костей скелета, долгое сосание соски и т.п.
Что делать, если вы заметили у своего ребенка ротовое дыхание. Прежде всего, вам понадобится консультация специалистов: отоларинголога, ортодонта, логопеда и, возможно, специальное лечение.
Что можно сделать прямо сейчас как для решения обнаруженной проблемы, так и для профилактики. Правило номер один: поменьше мягких сосисок, побольше твердых яблок, морковок, мяса и т.д.. В общем, всего того, что нужно жевать. Правило номер два: своевременное отучение вредных привычек: сосание пальца , нижней губы, соски.

Читать еще:  Рассасывание масла во рту отзывы врачей

Также, вам придет на помощь примерный комплекс артикуляционных упражнений для тренировки правильного положения языка:
(Все упражнения выполняются перед зеркалом, голову нужно держать прямо, ежедневно по 10-25 раз)

1. Вкусное варенье

Приоткройте рот. Двигайте языком по верхней губе в направлении сверху-вниз, как бы слизывая варенье.

Попытайтесь достать кончиком языка до носа, затем до подбородка.

Широко откройте рот. Кончиком языка погладьте нёбо от зубов к глотке. Нижняя челюсть не должна двигаться.

4. Чистим верхние зубы

Улыбнитесь, откройте рот. Кончиком языка «почистите» верхние зубы с внутренней стороны, двигая плотно прижатым к зубам языком: вправо-влево, затем, повторите, но с внешней поверхностью зубов.

5. Посчитай верхние зубы

Улыбнитесь, приоткройте рот. Кончиком языка упирайтесь по очереди в каждый верхний зуб с внутренней стороны. Следите, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

Улыбнитесь, откройте рот. Пощёлкайте кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, кончик языка не вытянут и не заострён. Следите, чтобы он не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной.

Влияние неправильного прикуса на речь и пути решения проблемы

Многие знают, нередко по собственному опыту, что прикус, отсутствие или аномалии отдельных зубов влияют на дикцию. Но не все слышали, что качество речи в свою очередь влияет на формирование зубочелюстного аппарата.

Таким образом, прикус и речь – это тесно связанные между собой функции, взаимно влияющие друг на друга и требующие в некоторых случаях комплексных методов лечения.

Содержание статьи:

Какая взаимосвязь

В состав речеобразующего аппарата помимо внутренних органов дыхания (легких, бронхов, гортани и трахеи) входят губы, нижняя челюсть, ротовая полость со всем своим содержимом.

Часть этих органов входит в зубочелюстной аппарат человека. Следовательно, нарушение их функциональности обязательно сказывается на фонации (звукообразовании) и речи.

Больше всего прикус влияет на звучание шипящих (ш, ж, ч, щ) и свистящих (ц, с, з) звуков (фонем). Чтобы они звучали правильно, нужно, чтобы между верхнечелюстными и нижнечелюстными фронтальными зубами образовывалась щель не больше 1,5-2,0 мм.

Некоторые аномалии препятствуют выполнению этого условия:

  • Прогнатия. Западение НЧ относительно верхней, иногда отсутствие контакта между фронтальными верхними и нижними зубами. Аномалия выражается в заднеязычном или «нижнем» звучании свистящих и шипящих фонем. Вместо «с» произносится «ф».
  • Прогения. Выдвижение вперед НЧ относительно верхней, неправильное смыкание верхне- и нижнечелюстных фронтальных зубов, «межзубное» произношение. Свистящие/шипящие, а также «д» и «т» звучат смягченно.
  • Передний открытый прикус. Фронтальные зубы не смыкаются, имеют между собой щель. Аномалия проявляется постоянно приоткрытым ртом. Свистящие и шипящие фонемы произносятся «межзубно» из-за попадающего в щель языка.
  • Открытый боковой прикус. Между жевательными зубами имеется щель, через которую утекает воздух. Звуки получаются «хлопающими» не только при произношении свистящих/шипящих, но и других – х, р, к, г.
  • Глубокий прикус. Верхнечелюстные резцы перекрывают нижнечелюстные больше чем наполовину. Нарушаются все звуки, при произношении которых требуется поднятие кончика языка и упор его за верхними зубами.

Трудно обеспечивается зазор между верхнечелюстными и нижнечелюстными зубами для выхода воздуха. Звуки получаются «зажатыми», неотчетливыми.

  • Перекрестный прикус. Зубные дуги смещены вбок по горизонтали друг относительно друга. Это препятствует прилеганию края языка к жевательным зубам. Воздух проходит через боковую щель, а не центрально, что вызывает «хлюпающие» нечеткие звуки при выговаривании свистящих/шипящих.
  • К сильному нарушению речи приводит также отсутствие одного или нескольких фронтальных зубов.

    Если родители замечают неправильный прикус у ребенка, им нужно без промедления обратиться ортодонту. Легче всего аномалии исправляются при сменном прикусе – с 5-6 до 8-9 лет.

    Но это не означает, что они становятся неисправимыми у подростков и взрослых. При правильном лечении коррекция нарушений достигается в любом возрасте.

    Назначение скелетной опоры в ортодонтии, что это такое и какие виды бывают.

    Заходите сюда, если интересуют характеристики прогенического прикуса.

    Задачи ортодонта и логопеда

    Ортодонт – это специалист, который диагностирует и лечит зубочелюстные аномалии, то есть «выравнивает» зубы. Асимметрия лица, неправильный прикус, аномальное расположение отдельных единиц, нарушение их формирования и роста, проблемы с дыханием и речью, если они связаны с нарушением зубочелюстного аппарата – все это входит в компетенцию ортодонта.

    Логопед занимается профилактикой и исправлением речи. Специалист «по правильности» произношения устанавливает причины и механизм нарушения произношения и устраняет его специальным обучением.

    Нарушение речи при отсутствии проблем со слухом и нормальном функционировании речевого аппарата называется дислалией. Патология может быть механической и функциональной. Последняя форма вызывается непониманием или неумением ребенка правильно произносить звуки.

    Обычно это происходит, когда при разговоре с малышом взрослые долго подделываются под его речь, «сюсюкают». Механическая дислалия обуславливается нарушениями развития речевого аппарата и челюстей – аномалией прикуса, короткими уздечками, неправильным положением языка, готическим нёбо.

    Полностью речь формируется к 6-7 годам. Однако первые признаки ее нарушения проявляются уже в полтора-два года. Логопеду уже в этом возрасте нужно начинать ее коррекцию.

    В случае промедления есть опасность усугубления положения. Ранняя речевая коррекция благотворно действует на развитие зубочелюстного аппарата. Это связано с активизацией работы языка, от положения и действий которого зависит развитие верхней и нижней челюсти.

    В случаях, когда устранение нарушения речи предусматривает нормализацию прикуса, специалисты по речи и зубам должны объединять свои усилия. Наилучшим временем для коррекции считается сменный прикус – период, который начинается в 5-6 лет. С этого времени логопед и ортодонт должны работать вместе.

    Если родители замечают неправильный прикус или постоянно приоткрытый рот у своего ребенка, они должны незамедлительно обратиться к ортодонту. Неправильное произношение шипящих, свистящих и некоторых других фонем (в частности, «р») также указывает на то, что у малыша имеются нарушения произношения, возможно связанные с прикусом.

    Причины развития аномалий

    Зубочелюстные аномалии а, следовательно, и нарушение речи могут развиваться по следующим причинам:

    • Малое время (до 1,5-2 месяцев) грудного вскармливания. Неправильный захват младенцем груди. При кормлении грудью нужно, чтобы грудничок немного тянулся губами к груди. Это способствует развитию круговой мышцы рта.
    • Кормление из бутылок без сосок, неправильные формы пустышек, слишком долгое пользование сосками и пустышками.
    • Длительное кормление слишком мягкой пищей.
    • Вредные привычки: прикусывание губ, втягивание щек, сосание пальцев и посторонних предметов.
    • Ранняя потеря «молочников», задержка прорезывания зубов, множественный кариес.
    • Хронические болезни дыхательной системы (насморки, воспаления аденоидов и пр.) вынуждающие ребенка дышать ртом при несомкнутых челюстях.
    • Травмы зубов и зубных рядов.
    • Наследственные факторы.

    По мнению известного во всем мире ученого и практика, стоматолога гнатолога Рудольфа Славичека, не только прикус влияет на речь, но и произношение влияет на прикус.

    «… Развитие речи оказывает большое влияние на развитие жевательного органа», «Нарушения в формировании речи могут приводить к неправильному формированию зубов» – это цитаты из его книги «Жевательный орган».

    Из этого следует, что неправильная речь также может являться причиной развития зубочелюстной аномалии.

    Особенности формирования постоянного прикуса и возможные подводные камни.

    В этой публикации поговорим об ортопедическом лечении синдрома Костена.

    Особенности лечения взрослых

    В отличие от детей, зубочелюстной аппарат у взрослых полностью сформирован, и закончил свое развитие. Речевые нарушения вследствие неправильного прикуса или других причин уже срочно закреплены.

    Поэтому коррекция произношения проходит значительно труднее, чем у детей. И даже после исправления прикуса речевые нарушения остаются. Для их исправления требуется упорная и длительная работа логопеда.

    Коррекция прикуса у взрослых проводится обычно с помощью брекетов. После ее завершения выполняются мероприятия по нормализации работы языка. Лечение идет успешней при одновременном исправлении прикуса и дефекта речи.

    Последствия отказа от коррекции

    Нелечение аномалий и вызванных ими дефектов речи приводит к неблагоприятным последствиям как для жевательной, так и речеобразующей функции.

    Длительно сохраняющаяся аномалия может привести к следующим негативным последствиям:

    • Заболевания пародонта из-за неравномерной нагрузки на отдельные зубы и их периодонт. В конечном итоге это приводит к потере зубов.
    • Нарушение работы височно-нижнечелюстного сустава и его дисфункция, способная серьезно осложнить жизнь пациента.
    • Постоянное травмирование мягких тканей ротовой полости с возможностью озлокачествления.
    • Эстетический дефицит и связанные с ним психологические проблемы.

    Последствия нелечения алалии не менее существенны. Прежде всего это снижение коммуникабельности из-за сознаваемого дефекта и плохая социальная адаптация. Дети подвергаются насмешкам сверстников, стыдятся своего речевого дефекта и замыкаются в себе.

    Крайне негативным моментом является влияние алалии на умственное развитие. Исследование детей с дефектами речи выявили такой факт: в 2-4 года малыши с нарушением речеобразующего аппарата ничем не отличались от своих сверстников в отношении интеллекта. А в 5-6 лет у них уже отмечалась задержка умственного развития.

    В видео представлена дополнительная информация по теме статьи.

    Выводы

    Аномалии прикуса могут приводить к неправильному произношению как простых, так и сложных звуков. Основные принципы нормализация речи и прикуса сводится к следующим моментам:

    • Лечение нарушений речи, обусловленных неправильным прикусом, должно быть комплексным с участием ортодонта и логопеда.
    • Чем раньше начинается коррекция, тем успешней она идет.
    • Результат зависит от возраста пациента и его готовности к сотрудничеству со специалистами.
    • Коррекция легче проходит в сменном прикусе. Однако при правильном методе и комплексном подходе успех достигается у пациентов любого возраста.
    • Не только речь зависит от прикуса, но и нарушение прикуса может возникать из-за дефектов произношения.

    Родители должны внимательно наблюдать за становлением речи их ребенка, при отклонении от нормы необходимо, не мешкая, обращаться к специалистам.

    О взаимосвязи прикуса и расположения языка в ротовой полости

    Значение правильного прикуса для здоровья

    Все родители желают своему ребенку лучшего, мечтают, что он вырастет умным, красивым, здоровым и успешным. И каждому родителю стоит узнать, что все это — здоровье, красота, успехи в учебе и общении — может зависеть от такой простой вещи, на которую далеко не все обращают внимание: от положения языка во рту и от формирования правильного прикуса.

    На что влияет положение языка?

    Язык принимает участие во многих важных процессах:

    • определяет вкус и температуру пищи;
    • помогает в перемешивании пищи и слюны, запуская процесс пищеварения;
    • обеспечивает глотание;
    • участвует в формировании речи.

    А еще, совершая несколько тысяч движений в сутки (только глотательных движений около 2000), язык участвует в формировании свода нёба и прикуса.

    Соотношение челюстей в прикусе имеет тесную взаимосвязь с позицией головы относительно тела и осанки в целом.

    Прикус — это взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей во время их плотного смыкания. В зависимости от возраста прикус может быть молочным, сменным и постоянным. Классификации прикуса не тема этой статьи, поэтому остановлюсь только на описании физиологического прикуса, который характеризуется следующими признаками:

    • не нарушает процесс приема пищи;
    • не искажает речь;
    • не портит внешние характеристики лица.

    При полном смыкании зубов физиологический прикус отвечает следующим показателям:

    • верхний зубной ряд закрывает собой треть нижнего зубного ряда;
    • все противопоставленные жевательные зубы верхней и нижней челюстей хорошо смыкаются друг с другом;
    • условная центральная линия, проведенная по лицу вертикально, делит челюсти на одинаковые половины.

    Заранее прошу прощения у врачей-ортодонтов, за такое упрощенное описание физиологического прикуса и может быть еще какие-то неточности. Надеюсь, смысл статьи от этого не пострадал.

    Для правильного роста зубов в полости рта должно образоваться так называемое миодинамическое равновесие, то есть давление языка изнутри на зубной ряд верхней челюсти должно соответствовать давлению мышц губ и щёк снаружи.

    В норме, кончик языка в нейтральном положении, располагается за верхними резцами, не касаясь их. Там, где язык находится, когда мы произносим звук «Н», в так называемой «точке покоя». Во время каждого глотательного движения, спинка языка прижимается к небу, стимулируя рост верхней челюсти в ширину, улучшая кровоснабжение носо-и ротоглотки и повышая таким образом местный иммунитет. Правильное положение языка в покое и при глотании возможно только при носовом дыхании, рот при этом должен быть закрыт. При носовом дыхании , весь вдыхаемый воздух успевает очистится, согреться. Поток воздуха, проходя через носовые раковины, также стимулирует рост верхней челюсти в ширину и гармоничный рост всей средней трети лица.

    Теперь остановлюсь немного на сменном прикусе и проблемах формирования физиологического прикуса, которые становятся очевидными именно во время смены зубов. Обычно это возраст начиная с 4-5 лет до 12-14 лет. Во время сменного прикуса происходит наиболее интенсивный рост челюстных костей, поэтому коррекция прикуса так же наиболее эффективна именно в это время.

    У детей , которые дышат через рот , формируется так называемый «аденоидный» тип лица, лицо при этом становится узким и длинным — вытянутым. Узкие челюсти обусловливают недостаток места для постоянных зубов, то есть их скученность. Готическое небо и недостаток места для спинки языка создаёт проблемы со звукопроизношением.

    Дети с неправильным прикусом часто дышат ртом, даже если носовые пути проходимы. У них формируется привычное ротовое дыхание и они начинают чаще болеть простудными заболеваниями. Доказано , что при ротовом дыхании снижается оксигенация крови, а также передача кислорода тканям. Больше других органов от гипоксии страдает мозг. Дети становятся раздражительными не усидчивыми,не внимательными.

    Язык у таких детей находится в среднем (межзубном) или низком положении – между небом и нижней челюстью. При глотании он упирается не в свод неба, а в зубы. Язык мощнейший мышечный орган и при его давлении, зубы отклоняются от нормального положения.

    Очень часто это сочетается со слабостью круговой мышцы рта, которая в норме должна обеспечивать баланс давления на зубы снаружи.

    В норме, глотание должно быть видно только по движению щитовидного хряща, лицо не должно напрягаться. При неправильном же положении языка и слабости круговой мышцы рта, ребёнку приходится задействовать дополнительные мышцы, чтобы держать при глотании рот закрытым. Он начинает помогать себе при глотании уголками губ, мимическими мышцами лица, движением шеи, плечами, иногда даже животом.

    Язык, при среднем или нижнем положении, перекрывает дыхательные пути и, чтобы хоть как-то приоткрыть их, ребенок вынужденно выдвигает голову вперед и приподнимает подбородок. Такое неестественное положение головы и шеи изменяет и верхнюю часть грудной клетки. Ортопеды, видя такую картину, говорят о нарушении осанки.

    Итак, изменение положения языка ведет к изменению положения головы, искажению анатомически правильного расположения относительно друг друга шейных позвонков, подъязычной кости, хрящей гортани и мягких тканей шеи, трахеи и пищевода, сосудов, питающих мозг, и нервных стволов, обеспечивающих работу всех внутренних органов.

    Таким образом, крайне важным во время сменного прикуса становится формирование носового дыхания и создание условий для анатомически правильного положения и функционирования языка, потому что это будет способствовать как нормальному развитию зубо-челюстной системы , так и всего организма ребёнка.

    • нормальное жевание, облегчает работу всего желудочно-кишечного тракта;
    • нормальное глотание формирует правильный прикус и гармоничные черты лица;
    • носовое дыхание снижает риск возникновения простудных заболеваний (воздух очищается, согревается, лимфоидная ткань не подвергается дополнительной нагрузке и не гипертрофируется);
    • улучшает функцию ЦНС , за счет достаточного получения кислорода;
    • улучшается коммуникативная функция за счет четкой и понятной речи;
    • за счет правильной осанки развивается чувство равновесия, ловкость, скоординированность.

    Правильный прикус и анатомическое положение языка — залог здоровья и благополучия вашего ребенка.

    Кратко хочу перечислить факторы, которые могут приводить к неправильному положению и функционированию языка:

    • Внутриутробные факторы (многоплодная беременность, аномалии строения матки, повышенный тонус матки во время беременности, генетическая обусловленность и т.д.);
    • Травматичные роды;
    • Недоношенность;
    • Искусственная вентиляция легких на первом году жизни;
    • Искусственное вскармливание;
    • Несвоевременное введение прикорма;
    • Отсутствие в рационе ребёнка твёрдой пищи;
    • Вредные привычки: сосание пальца, языка, щеки, различных предметов, длительное сосание пустышки (более 1,5 лет);
    • Преждевременная потеря молочных зубов;
    • Частые заболевания ЛОР-органов, увеличенные аденоиды.

    На что следует обратить внимание родителям и насторожиться

    • Дыхание ртом, если у ребёнка нет насморка.
    • Отсутствие промежутков между зубами к 4-5 годам.

    Молочные зубы маленькие и для них обычно всегда хватает места, даже если челюсть не развилась достаточно. По мере взросления и подготовки ребенка к сменному прикусу между молочными зубами должны появляться так называемые тремы- небольшие, но отчетливые расстояния. Когда молочные зубы выпадут, прорежутся постоянные, которые значительно шире молочных, и им должно хватить места для нормального роста и формирования ровного красивого зубного ряда.

    • Понаблюдать за глотанием слюны у ребенка, в норме глотание происходит незаметно, без напряжения мимических мышц.

    Обычно детский стоматолог на приеме обращает внимание родителей на начинающиеся проблемы формирования правильного прикуса и направляет таких детей к ортодонту.

    Если же этого не происходит, обязательно надо показать ребёнка в возрасте 4-5 лет детскому ортодонту, желательно, учитывающим в работе функциональный подход.

    Как исправить нарушения прикуса и положения языка.

    Обязательно должен быть комплексный подход. Современная ортодонтия предлагает различные способы выравнивания зубов. Но как мы уже убедились, выравнивать зубы неэффективно без устранения приводящих к этим изменениям причин.

    Поэтому решение проблемы нарушенного прикуса должно быть направлено на весь комплекс патологических изменений: восстановление анатомически правильного положения языка, выработку правильного стереотипа глотания, жевания, положения головы, осанки.

    Остеопатическое лечение предлагает именно такой подход: восстановление или формирование правильного соотношения анатомических структур

    1. Коррекция ослабленных или избыточно напряженных мышц лица, шеи, дна рта и непосредственно языка, это приведет к восстановлению правильного положения языка в полости рта и равномерному участию в процессах жевания и глотания соответствующих мышечных цепочек.
    2. Воздействие на костные структуры формирующие полости носа и рта приводит к восстановлению физиологических объемов этих полостей и способствует улучшению носового дыхания, жевания, глотания и речи.
    3. Двигательная иннервация языка, глотание и жевание обеспечивается подъязычным нервом, который выходит из полости черепа через канал подъязычного нерва, где в некоторых случаях возможно его сдавление. До определенного возраста в этой зоне сохраняется подвижность и методами остеопатии возможно восстановить физиологическое соответствие этих анатомических структур.

    Миофункциональная гимнастика.

    Включает упражнения для мышц лица, особенно тех, что участвуют в глотании, жевании и речеобразовании. Ребёнок быстрее переходит на носовой (правильный) тип дыхания, а язык занимает правильное положение во рту, помогая формировать нормальный прикус.

    Ношение миофункциональных трейнеров.

    Они изготовленные из мягкого силикона и нейтрализуют избыточное давление мышц на челюсти и зубы, устраняют вредные привычки и стимулируют правильное развитие костей лицевого скелета и зубов. Трейнеры относительно недороги, так как производятся серийно и легко подбираются под размеры челюстей конкретного ребёнка.

    С постепенным восстановлением носового дыхания и правильного глотания выравниваются зубы, становятся гармоничнее черты лица. Приходит в норму опорно-двигательный аппарат, улучшается работа всех внутренних органов и систем.

    В результате ребёнок любого возраста:

    • меньше болеет;
    • становится более выносливым физически;
    • лучше обучается;
    • становится эмоционально сбалансированным;
    • с детства имеет красивые ровные и здоровые зубы и гармоничные черты лица.

    Эффект видимый и стойкий, так как специалисты устраняют причину проблемы, а не борются с её отдалёнными последствиями.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector