4 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художественное моделирование и реставрация зубов

Художественное моделирование и реставрация зубов

Врач, занимающийся реставрацией зубов, — не только медик, но и в определенной степени художник, скульптор, способный заново воспроизводить то, что было создано природой. Художественное моделирование и реставрация зубов – процессы, неотделимые друг от друга, поскольку, прежде чем воссоздать зуб в полости рта или в лаборатории, врач должен очень точно воспроизвести его модель. Современная стоматология использует несколько методик моделирования.

Анатомическое моделирование по Шульцу

Основной принцип технологии — разделение каждого зуба на сегменты.

Анатомическое моделирование предполагает создание моделей зубов из воска с соблюдением естественной морфологии. Основное внимание при этом уделяется тем их элементам, которые участвуют в смыкании челюстей (окклюзии). Основной принцип этой методики – разделение каждого зуба на сегменты и точное воспроизведение их на восковой модели. Работа по созданию моделей фронтальных зубов осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Нанесение сепарационного агента на гипсовую культю, затем надевание на нее полимерного колпачка.
  2. Обозначение воском контрастного цвета края колпачка.
  3. Моделирование на гипсовой культе конусов, размеры которых основаны на параметрах соседних зубов.
  4. Нанесение воска по резцовому краю с проверкой правильности функции в артикуляторе.
  5. Создание моделей выпуклых медиальных и дистальных валиков.
  6. Проверка наклона зубов относительно дистального края.
  7. Удаление излишков воска вдоль краев.

По аналогичному алгоритму производится воссоздание моделей зубов других групп, с учетом их природных особенностей и функций.

Моделирование зубов Ломиашвили

Автор методики – Лариса Ломиашвили, разработавшая технологию модульного моделирования прямым методом, то есть непосредственно в полости рта. Главный принцип – максимально точное воспроизведение естественных форм, особенно для зубов верхней челюсти, являющихся для стоматолога наиболее сложными из-за затрудненного доступа.

В учебнике Ломиашвили дается подробное описание

Эта методика дает возможность моделировать зуб непосредственно в ротовой полости.

особенностей анатомического строения всех зубов, с бугорками, углублениями, валиками, бороздами. Восстановление этого строения производится по модульной технологии. На центральный модуль накладывается композитный материал той же формы, но уже в большем объеме. Таким образом, заполнение свободного пространства зуба производится по принципу «матрешки», когда более крупные формы поглощают более мелкие.

При этом не является обязательным использование одного материала. Могут быть применены разные композиты, отличающиеся, в том числе, и по цвету, для достижения максимальной идентичности с естественным зубом. При использовании такой технологии всегда есть возможность скорректировать недочеты предыдущего слоя последующим.

Метод Ветчинкина

Автором еще одной методики, направленной на решение вопросов функциональной окклюзии вкупе с эстетикой зубных рядов, является Антон Ветчинкин. Он создал технологию под названием «Эстетические основы формообразования зубов», которая базируется на трех принципах бионики (науки о связях и закономерностях в живой природе):

  1. Закон конуса, подразумевающий, что устойчивость объектов обеспечивают две разнонаправленные силы – сила роста и сила тяжести, которые уравновешивают друг друга.
  2. Закон логарифмической спирали. Прочность объектов природы обеспечивается за счет того, что их структура испытывает скручивание (в качестве примера можно привести ракушки).
  3. Закон дифференциации формы, согласно которому отдельные объекты могут достигать большей эффективности в своем развитии путем объединения в сложные системы.

Мнение эксперта. Врач-стоматолог Вербицкий А.Л.: «Автор методики предлагает использовать эти законы бионики при моделировании искусственных зубов. Так, перечисленные принципы позволяют определить контрольные точки и линии будущей модели и тем самым максимально точно воссоздать форму зуба. Таким образом, к точкам, которые уже используются в практике зубных техников (медиальные и дистальные грани и другие), добавляются вспомогательные ориентиры».

3D-моделирование

Технология моделирования 3D позволяет создавать трехмерную модель челюстей.

Современные технологии прочно обосновались и в стоматологии. Одна из них – 3D-моделирование, с помощью которого можно создавать трехмерные модели челюстей. Для этого используется так называемый трехмерный томограф, состоящий из собственно компьютера и сканера.

Сканер на протяжении определенного времени в непрерывном режиме делает снимки и передает их на компьютер. Благодаря им врач может определить не только особенности строения челюстей, но и местоположение кровеносных сосудов, нервов, челюстных пазух. При этом нет необходимости делать слепки и оттиски: на основе полученной информации врач за несколько минут может создать на экране компьютера объемную модель будущей конструкции.

Полученные сведения передаются на специальный фрезерный аппарат, который в автоматическом режиме вытачивает протез. Технология применяется для реставрации как фронтальных зубов, так и жевательных: благодаря высокой точности метода удается достичь идеальной функциональной окклюзии. С помощью 3D-моделирования могут быть изготовлены протезы, керамические коронки, виниры.

Несмотря на внедрение в стоматологию высоких технологий, работа зубного техника продолжает оставаться не только ремеслом с точностью расчета и отточенностью навыков, но и искусством. Недаром считается, что техники – это своего рода скульпторы, художники, которые создают настоящие произведения искусства в виде красивых улыбок пациентов.

Моделирование зубов и Полное Сьёмное ) / Моделирование зубов / 104.Художественное моделирование зубов

УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА для МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ

Л.М. Ломиашвили, Л.Г. Аюпова

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРАЦИЯ ЗУБОВ

Москва • МЕДИЦИНСКАЯ КНИГА • 2004

УДК 616.3 ББК56.6я73 Л81

Ломиашвили Л.М., Аюпова Л.Г. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРА- ЦИЯ ЗУБОВ. — М.: Медицинская книга, 2004. — 252 с: ил.

В книге представлены материалы научно-практической деятельности авторов по проблеме моделирования коронок зубов и художественной реставрации. В издании продемонстрированы оригинальные методические подходы, применяемые при восстановлении утраченных зубов с учётом знаний клинической анатомии зубочелюстного аппарата человека.

Читать еще:  Что лучше выбрать

Руководство состоит из 4 глав и приложений. В первых трёх главах книги излагаются принципы и методологические подходы при моделировании различных групп зубов. Приведён алгоритм одонтоскопии, позволяющий оценивать качественные признаки зубов, представлены методы одонтометрии.

Глава 4 отражает клиническое применение основ художественного моделирования. В этом разделе проведён сравнительный анализ преимуществ и недостатков методов реставрации. На различных клинических примерах рассматриваются особенности и методы восстановления зубов, зубных рядов. Огромное желание авторов объединить информацию по анатомии, физиологии, моделированию и реставрации зубов в клинической стоматологии привело к созданию достаточного количества иллюстративного материала (свыше 900 цветных рисунков).

Книга предназначена для студентов стоматологических факультетов высших медицинских учебных заведений, учащихся зуботехнических отделений медицинских колледжей, а также может быть использована врачами-стоматологами, преподавателями стоматологических факультетов, зубными техниками в практической работе.

Президент Стоматологической Ассоциации России, Главный стоматолог МЗ РФ, профессор кафедры стоматологии общей практики МГМСУ, академик РАМН В.К. Леонтьев, зав. кафедрой терапевтической стоматологии ММАим. И.М. Сеченова, профессор И.М. Макеева, зав. кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний МГМСУ, профессор М.М.Пожарицкая.

Этопроизведениезащищеноавторскимправом.Любоеиспользование,нарушающее закон авторского права без согласия издательства, запрещено и преследуется юридически. Запрещеныразмножение,переводы,снятиенамикрофильмит.д.

© Ломиашвили Л.М., Аюпова Л.Г, 2004 © Медицинская книга, 2004

Гл. редактор— С.Е.Шории Техническое редактирование и верстка — В.А. Сысыкина

Подписано в печать 23.08,2004. Формат 60×88 1/8. Бумага мелованная. Гарнитура Literaturnaya.

Печать офсетная. Усл.-п. л. 31,5. Тираж 2000 экз. Заказ № 8905.

Международная издательская группа «Медицинская книга» 119049, Москва, Ленинский пр., 4, стр. 1А

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП «Производственно-издательский комбинат ВИНИТИ»,

140010, г. Люберцы Московской обл., Октябрьский пр-т, 403. Тел. 554-21-86

Посвяшается нашему учителю профессору ВЛАДИМИРУ БОРИСОВИЧУ НЕДОСЕКО

Вы держите перед собой совершенно необычную книгу.

Мы часто говорим, что в нашей специальности, стоматологии, имеются три начала — наука, искусство и ремесло. В реальной деятельности стоматолога эти подходы действительно совмещены. Однако в учебниках и монографиях по стоматологии мы чаще всего встречаем либо научный, либо научно-практический подходы.

Настоящая монография, как и многое в жизни врача, построена на научном подходе, но её основу представляет описание предмета и самой работы стоматолога как искусства и в чёмто даже ремесла, что совершенно необычно для книг по нашей специальности. Авторы изложили столь необходимый в работе каждого стоматолога и зубного техника материал, опираясь на собственный опыт, сведения накопленные в одонтологии (А.А.Зубов), а также используя авторские разработки и результаты поисков поданной проблеме.

Очень трудно представить, сколь велик объём затраченного труда, научных поисков, технической работы, иллюстративного материала для создания этой монографии.

Я убеждён, что книга выходит в нужное время и будет востребована специалистами. Она окажет большую помощь как в процессе обучения, так и в качестве настольного

пособия для стоматолога и зубного техника. В добрый путь!

Природа удивительна и неповторима!

Умение увидеть, осознать и воспроизвести — вот, на наш взгляд, основные качества, которые необходимо развивать постоянно, если Вы занимаетесь художественной реставрацией.

Реставрация — это процесс творческий. Человек, владеющий ею, должен изучать законы природы, законы искусства, законы биомеханики и развивать приобретенные знания. К сожалению, в адрес стоматологов высказывается немало упреков, которые не всегда безосновательны. Действительно, восстановление отсутствующих тканей производится достаточно поспешно, шаблонно, как правило, на изучение индивидуальных особенностей пациента у врача не хватает времени. Несмотря на то, что стоматологи находятся в достаточно жестких рамках повседневной практической работы, готовить докторов следует как профессионалов с хорошо развитым вкусом и творческим воображением.

Наряду с общими морфологическими закономерностями, описанными в стоматологии, существует множество мелких деталей, придающих человеку индивидуальность, неповторимость, изысканность, свой «шарм». Иногда эти детали неуловимы, но настоящий художник их ощущает, чувствует, воспроизводит, в результате рождается своеобразный шедевр, произведение искусства, ручная работа.

Пусть наше совместное творчество помогает врачам-реставраторам, зубным техникам, помощникам врачей-стоматологов, студентам в воспроизведении красоты, в формировании видения общих закономерностей и мелких деталей. Обладая знаниями, чувствуя материалы, ткани, с которыми работаем, улавливая индивидуальные особенности организма, мы достигаем достойных результатов.

Не следует забывать, что все разделы стоматологии не жестко изолированы друг от друга, а, наоборот, взаимосвязаны и в процессе развития оказывают непосредственное влияние друг на друга. Только тесное сотрудничество между стоматологами разного профиля позволит добиться результатов высочайшего качества в художественной реставрации.

ЛомиашвилиЛариса, Аюпова Лилия

Путь творчества и есть волшебный путь, ведь он несет в себе преображенье!

Из философии синтоистов

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Бурное развитие современных реставрационных технологий на стоматологическом рынке, широкое внедрение превосходных пломбировочных масс в лечебный процесс требуют от докторов готовности работать по всем правилам искусства «lege artis».

Воспроизведение естественных форм — это скорее искусство, чем наука. Чтобы удачно создать какую-либо композицию, исполнителю необходимы творческое вдохновение, внутреннее желание и стремление достичь результатов высочайшего качества. Однако одних эмоций недостаточно. Необходимы знания, умение воспользоваться научными подходами процесса моделирования, что значительно облегчает работу реставратора. Система гармоничного развития личности в художественном творчестве схематично изображена на рис. 1.

8 ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И РЕСТАВРА1_1ИЯ ЗУБОВ

Исходный уровень знаний — это наш стартовый потенциал, багаж, который пополняется постоянно в процессе профессионального роста. Каждая личность имеет свой определенный интеллектуальный уровень, индивидуальную степень развития мануальных навыков, качество и скорость усвоения информации и т.д. Так как процесс познания безграничен, то каждый из нас имеет возможность постоянно развивать, совершенствовать свои внутренние резервные способности организма и получать удовольствие от результатов своего труда.

Читать еще:  Температура при зубной боли

Восстановление отсутствующих тканей — это целый технологический процесс, множественные этапы которого необходимо выполнять последовательно, поднимаясь по ступеням мастерства от «простого к сложному», постоянно работая и критически анализируя результаты своих изделий.

1 . Тренировка, развитие наблюдательности и зрительной памяти являются важными эта-

пами становления творческого потенциала.

Начинающие реставраторы должны развивать в себе чувство формы, наблюдая предмет с разных точек, развивать зрительную память, чтобы воспроизвести отсутствующие ткани в их действительном виде и назначении, со всеми свойственными им характеристиками: объемами, контурами, фактурами, цветами (рис. 2-4).

Художественное моделирование и реставрация зубов

Неотразимая улыбка – это не только здоровье, а еще и приятное общение, доверие, взаимопонимание. Доступные способы, разнообразие приемов, безопасность и гарантии — остается сделать выбор, каким путем ее достичь.

Способы решения

Художественная реставрация зубов – это творческий процесс, который требует, как профессиональных навыков специалиста, так и эстетического вкуса, чтобы восстановить твердые ткани и придать идеальные формы.

Этим процессом руководит стоматолог-терапевт, который в зависимости от причин и объема работы, предложит пациенту оптимальную реконструкцию.

  • с помощью конструкций;
  • непосредственно в полости рта;
  • косметический метод.

Первый вариант

Протезированием занимается стоматолог-ортопед. Перед установкой нужного сооружения пациент проходит обследование, и направляется на лечение. При проблемах с деснами подключается пародонтолог. Делаются слепки и отправляются в лабораторию, где зубной техник занимается моделированием.

Конструкции представляют собой: винировые (керамические) пластины, коронки и мосты.

Распространенный материал — винир. Пластина из него безопасна, удобна, можно максимально подобрать под цвет эмали, легко снимается, уступает пломбе в креплении. Процедура проводится за два посещения специалиста.

При мостовых сооружениях протезирование осуществляют адгезивным креплением (путем приклеивания). Это позволяет заместить один или два объекта. Соседние ткани могут не подвергаться обработке, на них крепятся силиконовые пластинки, дополнительно для опоры берут в работу тонкие перекладины, которые фиксируются в специальных углублениях. Мосты удобны и легко устанавливаются, при необходимости с небольшой обточкой, но подвержены быстрому износу.

Специалисты советуют их рассматривать как временную меру.

Коронки – несъемный протез, позволяющий замещать большую площадь поврежденного предмета, служат основой для мостов.

По составу они бывают:

  • Металлические (титан, нержавеющая сталь, драгоценные металлы) – практичны, долговечны, но неэстетичные. Не применяют для передней зоны.
  • Пластмассовые – недорогие, но подвержены истиранию, могут появляться трещины. Подходят как временные, перед установкой имплантов.
  • Керамические – делают из фарфора, имеют эстетичный вид, но уступают в стойкости к трениям и ударам, поэтому практикуют только в реконструкции.
  • Из диоксида циркония – протез на основе циркониевого каркаса, покрытого фарфором. Имеет высокую устойчивость к изнашиванию, максимально подходит под натуральную эмаль из-за способности пропускать свет.
  • Комбинация металла и пластика – двухслойная имитация, недорогая, прочная, естественный цвет держится недолго, со временем проявляется металл. Делают для удаленных накладок.

Второй вариант

Реконструкция производится за один визит к стоматологу, путем наращивания с помощью композитного состава, световых пломб и современных технологий. Больной проходит предварительное лечение, гигиеническую чистку. Практикуют при небольшом объеме работ.

Специальная шкала оттенков помогает подобрать пломбе естественный тон. При большом изъяне используют штифт, который фиксируют в корне, для прочности имитации.

Художественная реставрация зубов отзывы вызвала противоречивые. Наращивание показало себя быстрым и экономичным решением проблемы, минимальное нанесение ущерба, но, к сожалению, имеет недолгий срок службы, может темнеть, существует возможность поломки или скола.

Третий вариант

Косметическая коррекция нужна для изменения формы и размеров, требует профессионального творческого подхода. Заменяет визиты к ортодонту.

Важно знать, что существуют противопоказания к данной процедуре: частый кариес, недоступный очаг заболевания, неглубокая полость, плохая гигиена.

Зубы после художественной реставрации избавляются от таких недостатков, как:

⦁ восстановление после глубокого кариеса.

Улучшение фронтальной зоны

Художественная реставрация передних зубов производится инновационными инструментами, так как к ней предъявляются строгие эстетические требования.

Рекомендуют для фронтальной части использовать стекловолоконные сооружения, для большей естественности.

Распространенный путь исправления – это микропротезирование.

Применяют щадящие способы при маленьких изъянах:

⦁ Виниры – искусственные накладки.

⦁ Люминиры – разновидность первых. Тонкие пластинки, требуют наименьшей обточки.

⦁ Вкладки – к ним прибегают при больших дефектах, для воссоздания основы. Делятся на культевые (под коронку) и восстановительные.

Современные виды моделирования

Воспроизведение моделей из воска (по Шульцу) – идеей является разделение предмета на части и копирование каждой части в отдельности.

Прямой метод (Ломиашвили) – делается на месте путем нанесения композитного состава на объект, тем самым копируя все анатомические тонкости.

Метод Ветчинкина – базируется на трех законах. Первый – устойчивость добивается за счет силы роста и тяжести. Второй – прочность достигается из-за скручивания в структуре материала.
Третий – объединения простых объектов в сложные системы, для достижения эффективности.

Эти законы вступают в силу с основными принципами, как дополнительные ориентиры, для точного воспроизведения модели.

3D-моделирование – трехмерный томограф заменяет слепки и оттиски, с помощью компьютера и сканера детально воспроизводит строение челюсти, с кровеносными сосудами, пазухами и нервами.
По этим данным фрезерный аппарат создает протез.

Читать еще:  Причины и лечение горечи во рту

4 шага для поддержания лучезарной улыбки

Будем реалистами, чем бережнее относимся к здоровью и качественнее соблюдаем чистоту, тем дольше прослужит новое творение, до 10 лет и более.

⦁ посещение стоматолога раз в полгода, для ультразвуковой чистки;

⦁ не употреблять грубую пищу и красящие вещества;

Художественное моделирование и реставрация зубов

Неотразимая улыбка – это не только здоровье, а еще и приятное общение, доверие, взаимопонимание. Доступные способы, разнообразие приемов, безопасность и гарантии — остается сделать выбор, каким путем ее достичь.

Способы решения

Художественная реставрация зубов – это творческий процесс, который требует, как профессиональных навыков специалиста, так и эстетического вкуса, чтобы восстановить твердые ткани и придать идеальные формы.

Этим процессом руководит стоматолог-терапевт, который в зависимости от причин и объема работы, предложит пациенту оптимальную реконструкцию.

  • с помощью конструкций;
  • непосредственно в полости рта;
  • косметический метод.

Первый вариант

Протезированием занимается стоматолог-ортопед. Перед установкой нужного сооружения пациент проходит обследование, и направляется на лечение. При проблемах с деснами подключается пародонтолог. Делаются слепки и отправляются в лабораторию, где зубной техник занимается моделированием.

Конструкции представляют собой: винировые (керамические) пластины, коронки и мосты.

Распространенный материал — винир. Пластина из него безопасна, удобна, можно максимально подобрать под цвет эмали, легко снимается, уступает пломбе в креплении. Процедура проводится за два посещения специалиста.

При мостовых сооружениях протезирование осуществляют адгезивным креплением (путем приклеивания). Это позволяет заместить один или два объекта. Соседние ткани могут не подвергаться обработке, на них крепятся силиконовые пластинки, дополнительно для опоры берут в работу тонкие перекладины, которые фиксируются в специальных углублениях. Мосты удобны и легко устанавливаются, при необходимости с небольшой обточкой, но подвержены быстрому износу.

Специалисты советуют их рассматривать как временную меру.

Коронки – несъемный протез, позволяющий замещать большую площадь поврежденного предмета, служат основой для мостов.

По составу они бывают:

  • Металлические (титан, нержавеющая сталь, драгоценные металлы) – практичны, долговечны, но неэстетичные. Не применяют для передней зоны.
  • Пластмассовые – недорогие, но подвержены истиранию, могут появляться трещины. Подходят как временные, перед установкой имплантов.
  • Керамические – делают из фарфора, имеют эстетичный вид, но уступают в стойкости к трениям и ударам, поэтому практикуют только в реконструкции.
  • Из диоксида циркония – протез на основе циркониевого каркаса, покрытого фарфором. Имеет высокую устойчивость к изнашиванию, максимально подходит под натуральную эмаль из-за способности пропускать свет.
  • Комбинация металла и пластика – двухслойная имитация, недорогая, прочная, естественный цвет держится недолго, со временем проявляется металл. Делают для удаленных накладок.

Второй вариант

Реконструкция производится за один визит к стоматологу, путем наращивания с помощью композитного состава, световых пломб и современных технологий. Больной проходит предварительное лечение, гигиеническую чистку. Практикуют при небольшом объеме работ.

Специальная шкала оттенков помогает подобрать пломбе естественный тон. При большом изъяне используют штифт, который фиксируют в корне, для прочности имитации.

Художественная реставрация зубов отзывы вызвала противоречивые. Наращивание показало себя быстрым и экономичным решением проблемы, минимальное нанесение ущерба, но, к сожалению, имеет недолгий срок службы, может темнеть, существует возможность поломки или скола.

Третий вариант

Косметическая коррекция нужна для изменения формы и размеров, требует профессионального творческого подхода. Заменяет визиты к ортодонту.

Важно знать, что существуют противопоказания к данной процедуре: частый кариес, недоступный очаг заболевания, неглубокая полость, плохая гигиена.

Зубы после художественной реставрации избавляются от таких недостатков, как:

⦁ восстановление после глубокого кариеса.

Улучшение фронтальной зоны

Художественная реставрация передних зубов производится инновационными инструментами, так как к ней предъявляются строгие эстетические требования.

Рекомендуют для фронтальной части использовать стекловолоконные сооружения, для большей естественности.

Распространенный путь исправления – это микропротезирование.

Применяют щадящие способы при маленьких изъянах:

⦁ Виниры – искусственные накладки.

⦁ Люминиры – разновидность первых. Тонкие пластинки, требуют наименьшей обточки.

⦁ Вкладки – к ним прибегают при больших дефектах, для воссоздания основы. Делятся на культевые (под коронку) и восстановительные.

Современные виды моделирования

Воспроизведение моделей из воска (по Шульцу) – идеей является разделение предмета на части и копирование каждой части в отдельности.

Прямой метод (Ломиашвили) – делается на месте путем нанесения композитного состава на объект, тем самым копируя все анатомические тонкости.

Метод Ветчинкина – базируется на трех законах. Первый – устойчивость добивается за счет силы роста и тяжести. Второй – прочность достигается из-за скручивания в структуре материала.
Третий – объединения простых объектов в сложные системы, для достижения эффективности.

Эти законы вступают в силу с основными принципами, как дополнительные ориентиры, для точного воспроизведения модели.

3D-моделирование – трехмерный томограф заменяет слепки и оттиски, с помощью компьютера и сканера детально воспроизводит строение челюсти, с кровеносными сосудами, пазухами и нервами.
По этим данным фрезерный аппарат создает протез.

4 шага для поддержания лучезарной улыбки

Будем реалистами, чем бережнее относимся к здоровью и качественнее соблюдаем чистоту, тем дольше прослужит новое творение, до 10 лет и более.

⦁ посещение стоматолога раз в полгода, для ультразвуковой чистки;

⦁ не употреблять грубую пищу и красящие вещества;

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector