0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Особенности развития постоянных зубов у детей

Анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы у детей

Течение и развитие болезней зубов у детей, а также реакция организма ребенка на болезненные процессы во рту имеют свои особенности по сравнению с таковыми у взрослых. Изучение этих особенностей, а также лечение заболевания зубов и слизистой оболочки полости рта применительно к этим особенностям являются предметом изучения детской стоматологии.

У детей анатомо-физиологические особенности зубочелюстной системы заключаются в ее непрерывном развитии и перестройке. Рост челюстных костей, прорезывание, формирование и рассасывание корней молочных зубов, имеющих тесную связь с развивающимися зачатками постоянных зубов, высокая реактивность детского организма — все это создает свои особенности, свойственные детскому организму, и требует специального изучения клиники и лечения применительно к растущему организму.

Развитие жевательного аппарата ребенка делят на 3 периода, каждый из которых имеет свои особенности: первый — период молочных зубов, второй — смены зубов, третий — постоянных зубов.

Первый период . Закладка и формирование коронки молочных зубов происходят еще во внутриутробном периоде. У новорожденного ребенка в полости рта отсутствуют зубы. Границей между преддверием и собственно полостью рта являются десневые валики, плотно смыкающиеся друг с другом.

В шестимесячном возрасте начинают прорезываться молочные

Прорезывание зубов — это физиологический процесс, который при нормальных условиях протекает без каких-либо расстройств. У человека наблюдается два прорезывания, или одна смена зубов. Первое прорезывание начинается с 6 месяцев и заканчивается к 3 годам.

Первый признак начинающегося прорезывания зуба — появление на крае десневого валика возвышения, называемого зубным холмиком. Зубной холмик появляется вследствие давления на слизистую оболочку прорезывающегося зуба. Слизистая оболочка в этом месте сдавливается, бледнеет, атрофируется и, истончаясь, прорывается, обнажая коронку зуба. Появление всей коронки (до шейки зуба) над поверхностью десны называется полным прорезыванием.

По мере прорезывания зуба образуется десневой край, эпителий которого срастается с насмитовой оболочкой эмали зуба. Там, где эпителий отходит от поверхности эмали, возникает дно зубодесневого кармана.

Признаки физиологического прорезывания зубов: прорезывание зубов в определенные сроки, парность прорезывания и определенная последовательность.

Сроки и определенная последовательность прорезывания зубов установлены на основании многочисленных наблюдений. Парное прорезывание означает одновременное появление одноименных зубов правой и левой стороны.

Появлению молочных зубов часто предшествуют «зуд» десен и слюнотечение. «Зуд» десен объясняется давлением растущего зуба на чувствительные нервные окончания. Слюнотечение связано с физиологией ребенка в 6 месяцев: увеличение продукции слюнных желез, неглубокое дно полости рта и то, что к 6 месяцам ребенку впервые начинают придавать вертикальное положение, а регулировать заглатывание слюны он еще не научился — это и приводит к вытеканию слюны из полости рта.

Сроки прорезывания зубов: в 6-8 месяцев прорезываются центральные резцы; в 8-12 месяцев — боковые резцы, в 12-16 месяцев — первые моляры, в 16-20 месяцев — клыки, в 20-30 месяцев — вторые моляры.

Прорезываются симметрично одноименные зубы справа и слева.

Первыми всегда прорезываются зубы нижней челюсти, а затем появляются одноименные зубы на верхней челюсти. Исключение составляют четвертые зубы. В этом случае сначала появляются зубы на верхней, а затем на нижней челюсти.

Молочный прикус ребенка состоит из 4 резцов, 2 клыков и 4 моляров на каждой челюсти. Премоляры в молочном прикусе отсутствуют. Всего в молочном прикусе 20 зубов.

Механизм прорезывания зубов окончательно не выяснен. Длительное время прорезывание зубов старались свести к чисто-механическому процессу. Так, была предложена «корневая теория», согласно которой коронка зуба движется к поверхности слизистой оболочки благодаря усиленному росту корня. Однако часто наблюдаются случаи, когда прорезываются зубы, развитие корней которых уже закончилось или корни которых еще не сформировались; эти явления не могут быть объяснены «корневой теорией» и говорят о ее несостоятельности.

Согласно точке зрения Г. В. Ясвоина, причина прорезывания зуба заключается в дифференцирующейся ткани зубного сосочка. Дифференцирование и развитие клеток повышают давление внутри зубного зачатка, что и заставляет зуб двигаться по пути наименьшего сопротивления — к свободному краю десны.

Наибольший интерес представляет точка зрения Ландсбергера, согласно которой в процессе своего развития зуб не движется и не выходит из соприкосновения с окружающими тканями. Движение зуба — кажущееся явление. Прорезывание зуба сопровождается двумя противоположными явлениями: а) рассасыванием части костной ткани альвеолы, отделяющей зуб от слизистой оболочки; б) построением костного вещества между телом челюсти и растущим корнем.

Прорезывание зубов является выражением роста, развития организма и происходит наряду с ростом, развитием и соответствующей перестройкой тканей. Поэтому при рассмотрении механизма и причин прорезывания зуба необходимо учитывать все факты. Возможно, что перестройка кости и повышение давления внутри зачатка зуба являются основной причиной, а рост корня — вспомогательным фактором.

Общее состояние организма оказывает влияние на формирование и сроки прорезывания зубов. К расстройствам прорезывания зубов можно отнести раннее или, наоборот, более позднее прорезывание, нарушение парности и последовательности в прорезывании. Отсутствие зубов в прикусе может быть обусловлено двумя причинами: ретенцией и адентией.

Ретенция — задержка прорезывания. Чаще она наблюдается у зубов постоянного прикуса. Она может быть частичной (когда прорезалась часть коронки, а другая часть осталась прикрытой слизистой оболочкой) и полной — зуб сформирован, лежит в челюсти, но не прорезывается.

Причины ретенции: а) неправильное или очень глубокое расположение зачатка; б) задержка выпадения и раннее удаление молочного зуба. Ретенция чаще всего наблюдается на зубах мудрости, клыках и боковых резцах верхней челюсти. Задержка прорезывания других зубов наблюдается довольно редко. Ретенированные зубы, оказывая давление на соседний зуб, могут явиться причиной невралгических болей.

Адентия — отсутствие зуба в зубном ряду и в челюсти. Адентия может быть частичной и полной. Причиной частичной адентии (отсутствие одного или нескольких зубов) может быть гибель зачатка постоянного зуба вследствие распространения бывшего воспалительного процесса в периодонте молочного зуба на зачаток постоянного, недостаточность минерализации зачатков зубов в период их формирования и другие причины. Полная адентия встречается крайне редко и является следствием повреждения зубных зачатков во внутриутробном периоде жизни.

Кроме уменьшения количества зубов в зубном ряду, может наблюдаться и увеличение, когда появляются так называемые сверхкомплектные зубы. Часто они имеют шиловидную форму и прорезываются вне зубного ряда, например в сторону щеки, неба, в полость носа и т. д.

В клинике молочные зубы обозначают римскими цифрами. Когда у ребенка идет смена зубов и прикус становится смешанным, мы, обозначая молочные зубы римскими цифрами, а постоянные — арабскими, легко можем следить за происходящей сменой зубов и, глядя в историю болезни, знать, какой зуб (молочный или постоянный) подвергается лечению.

Прорезавшиеся молочные зубы имеют еще не сформированные корни. Формирование корней заканчивается значительно позже их прорезывания и происходит в той же последовательности, что и прорезывание зубов.

Сроки формирования корней . Группа резцов заканчивает формирование корней к 2 годам, группа моляров — к 4 годам и группа клыков — к 5 годам.

Молочные зубы играют большую роль в развитии организма ребенка.

Хорошее разжевывание пищи в полости рта обеспечивает хорошее ее переваривание в желудке и полноценное усвоение в кишечнике. Нормальная работа желудочно-кишечного тракта требует минимума питательных веществ, необходимых для поддержания растущего организма, не создавая перегрузки желудочно-кишечного тракта.

Молочные зубы оказывают влияние на развитие жевательных мышц и структуру челюстных костей.

С помощью молочных зубов ребенок впервые овладевает речью, следовательно, они нужны для произношения звуков.

К особенностям строения молочных зубов следует отнести меньшую толщину эмалевого покрова и дентина по сравнению с постоянными зубами. Дентин менее кальцифицирован, а поэтому и более податлив при работе бором, что создает угрозу случайного вскрытия полости зуба при лечении среднего и особенно глубокого кариеса. Дентинные канальцы более широкие, поэтому кариозный процесс течет быстрее.

К патологии прорезывания молочных зубов относят раннее и позднее прорезывание, адентию и образование гематомы.

Раннее прорезывание чаще наблюдается у нижних центральных резцов. Иногда дети рождаются с уже прорезавшимися зубами. Корни таких зубов слабо развиты, часто бывают укреплены только в слизистой оболочке. При сосании может происходить травма соска груди матери, приводящая к маститу, а также к травме уздечки и самого языка, где образуется пролежневая язва. Такие зубы рекомендуют удалять (если они слабо укреплены) или стачивать их режущий край. При хорошем укреплении рано прорезавшихся зубов удаление их может привести к профузному кровотечению.

Позднее прорезывание зубов может быть связано с недостаточным питанием, перенесенными заболеваниями (рахит и др.).

Недостаток в пище ребенка необходимых белков, витаминов и минеральных солей может повлечь за собой патологию прорезывания (нарушение сроков, парности и последовательности, аномалии развития зубов).

Перенесенные заболевания в раннем детском возрасте (рахит, длительные желудочно-кишечные расстройства, инфекционные и другие заболевания, особенно перенесенные в тяжелой форме) могут явиться причиной запоздалого прорезывания зубов, гипоплазии эмали.

Адентия, или отсутствие зачатков молочных зубов, встречается крайне редко и связана с пороком развития или повреждением зачатков одного или нескольких молочных зубов.

Образование гематомы на краю десневого валика также встречается довольно редко. Клинически при этом наблюдается появление на краю десневого валика довольно напряженного пузырька, имеющего багрово-красный или синюшный оттенок. При пункции из него изливается кровянистое содержимое, пузырек спадает, а через некоторое время (2-3 недели) на этом месте показывается режущий край прорезывающегося зуба. Такие гематомы чаще образуются во фронтальном отделе челюсти. Причиной этого, по-видимому, являются сосудистые расстройства, связанные с прорезыванием зуба.

Второй период . С 4-летнего возраста между молочными зубами появляются промежутки — физиологические диастемы, что указывает на правильное развитие зубочелюстной системы ребенка.

Срок службы молочных зубов в сформированном состоянии небольшой; для каждой группы зубов он в среднем равен 3 годам. Моменту появления постоянных зубов предшествует процесс физиологического рассасывания корней молочных зубов, так как зачатки постоянных зубов заложены с язычной или небной поверхности по отношению к корням молочных зубов, то и рассасывание начинается с той поверхности корня молочного зуба, где ближе всего прилежит зачаток постоянного зуба.

Читать еще:  Как растут зубы у детей в 7 лет

Рассасывание однокорневых зубов начинается с небной поверхности у верхних зубов и с язычной поверхности у нижних зубов.

Зачатки постоянных многокорневых зубов лежат между корнями молочных зубов, поэтому рассасывание корней молочных много корневых зубов начинается с поверхности, обращенной к межкорневому промежутку. У верхних моляров в первую очередь рассасываются щечные корни, особенно задний щечный корень, а у нижних более быстро рассасывается задний корень. Следовательно, рассасывание небного корня на верхней челюсти и переднего на нижней несколько запаздывает. Это необходимо знать при удалении молочных зубов во избежание перелома еще не рассосавшегося корня.

Тесная взаимосвязь рассасывающихся корней молочных зубов с развивающимися зачатками постоянных заставляет подходить к лечению молочных зубов с особой осторожностью. Погрешности при лечении могут привести к повреждению и гибели зачатка постоянного зуба и осложнениям со стороны общего состояния ребенка.

Рассасывание корней молочных зубов происходит медленно, в среднем 2-3 года, и заканчивается к началу смены зубов, т. е. к началу прорезывания постоянных зубов.

Знание сроков формирования и рассасывания корней крайне необходимо в практике зубоврачевания.

Третий период характеризуется появлением первых постоянных зубов и началом замены молочных зубов на постоянные.

Механизм смены молочных зубов на постоянные представляется следующим образом. Зачаток постоянного зуба отделен от корня молочного тонкой костной пластинкой. С развитием зачатка постоянного зуба последний начинает давить на костную перегородку. В окружающей соединительной ткани появляются остеокласты, которые и разрушают эту перегородку. Далее процесс начинает идти с двух сторон — с поверхности корня с помощью остеокластов и со стороны пульпы. Пульпа молочного зуба постепенно превращается в грануляционную ткань, богатую кровеносными сосудами и остеокластами, которая разрушает дентин.

Процесс заканчивается полным рассасыванием корней молочных зубов, оставляя одну коронку, которую легко удаляют иногда сами дети или выталкивает растущий постоянный зуб.

Прорезывание постоянных зубов не сопровождается какими-либо болезненными изменениями со стороны организма ребенка, как это наблюдается в период прорезывания молочных зубов. Исключение составляют зубы мудрости, которые прорезываются в возрасте от 17 до 25 лет и старше.

Первым постоянным зубом, появляющимся в челюсти и не имеющим себе предшественника, является шестой по счету от средней линии зуб, или первый моляр. Он прорезывается позади молочных моляров. Далее начинается смена молочных зубов на постоянные. Она идет в той же последовательности, как шло прорезывание молочных зубов, т. е. первыми сменяются нижние, затем верхние центральные резцы, далее боковые резцы, затем на месте первых молочных моляров прорезываются первые постоянные премоляры, вначале на верхней челюсти, а затем на нижней, далее следуют клыки, вторые премоляры на месте бывших вторых молочных моляров и вторые постоянные моляры. Сроки прорезывания восьмых зубов (третий моляр) непостоянны, да и само присутствие восьмого зуба в челюсти также непостоянно. У некоторых людей восьмые зубы отсутствуют и это не считается аномалией.

Формирование корней у постоянных зубов длится несколько дольше, чем у молочных.

Формирование центральных и боковых резцов и первого постоянного моляра заканчивается к 10 годам, премоляров — к 12 годам, клыков — к 13 годам, вторых моляров — к 15 годам.

После окончания формирования корней постоянных зубов их лечат так же, как и у взрослых.

Коренные (постоянные) зубы у детей

Каждый человек проходит через стадии прорезывания первых зубов, развития молочных и последующей их замены постоянными. Несмотря на схожий внешний вид и выполняемую функцию, временные и постоянные зубы имеют различия, о которых мы и поговорим, заодно рассмотрим сроки появления основных зубов, возможные проблемы с ними в процессе их развития.


На фото — схема строения зубов человека

Строение зубов человека

Зубы не только предназначены для механической переработки пищи, но и необходимы для формирования речи, дыхания, оказывают влияние на черты лица. Чтобы ориентироваться в том, что советуют стоматологи, как беречь зубы, какие существуют риски заболеваний, полезно знать, как же они устроены.

Анатомическое строение

3 части, из которых состоит зуб:

  • Коронка. Используемая для жевания, видимая часть зуба. С внешней стороны покрыта прочной эмалью, защищающей его от бактерий, химических веществ, содержащихся в пище, воде, слюне. Поверхности имеют свои названия:
    • Лицевая (вестибулярная) – контактирует с губой или щекой.
    • Язычная (лингвальная) – противоположная лицевой, участвующая в формировании речи.
    • Окклюзия – верхняя поверхность, соприкасающаяся с зубом противолежащей челюсти.
    • Контактная (аппроксимальная) – контактирует с соседними зубами.
  • Шейка. Область зуба со слегка заметным сужением. Служит для соединения коронки и корня зуба, для чего используются соединительно-тканые волокна.
  • Корень. Находится в кости челюсти (альвеоле). Количество корней различается для разных зубов и может варьироваться от 1 до 5.

Молочные зубы, имея во многом схожее строение, имеют и отличия в анатомии:

  • Они заметно меньше по высоте, чем постоянные.
  • Коронка намного шире корня.
  • Эмаль тоньше и более хрупкая.
  • Корни более круглые.
  • Стирание молочных зубов, как и их самостоятельное выпадение – нормальный физиологический процесс.

Гистологическое строение

Структура имеет несколько слоев:

  • Эмаль – наиболее прочная ткань. Когда зуб только прорезывается, на ней располагается кутикула, которая постепенно, под воздействием слюны, заменяется пелликулой.
  • Дентин – высокоминерализированная ткань, напоминающая костную, но имеющая лучшую механическую прочность. Вместо эмали корневая часть дентина покрыта цементом.
  • Пульпа – центральная часть зуба, представляет собой мягкую соединительную ткань, в которой находится большое количество кровеносных сосудов. Кариес, воспалительные процессы «обязаны» болью именно пульпе с ее большим количеством нервных окончаний.

Молочные зубы отличаются дентином с меньшей степенью минерализации, что ослабляет их защиту от кариеса. Пульпа по объему занимает большую часть зуба, а небольшие защитные слои (эмаль и дентин) хуже предохраняют от проникновения бактерий, развития воспалительных процессов.

Виды зубов

Выделяют 4 группы:

  • Резцы. 4 резца долотообразной формы. Наиболее крупные – пара верхних центральных резцов, причем снизу противоположная ситуация – боковые резцы несколько крупнее центральных.
  • Клыки. 2 на верхней и столько же на нижней челюсти. Длина их больше, чем остальных, передняя стенка выпуклой формы.
  • Премоляры. Всего 8, призматической формы, верхняя поверхность с двумя бугорками (щечным и язычным). Корней у премоляров 2. Второй премоляр – с более крупной щечной поверхностью. Молочных премоляров не бывает.
  • Моляры. Первый моляр (большой коренной зуб) – самый крупный зуб верхней челюсти. Жевательная поверхность имеет четыре бугорка, корней 3. Кубической формы второй моляр меньше, а щечные бугорки крупнее язычных. Третий («зуб мудрости») во многом похож на второй, но появляется не у всех.

Зубная формула

С целью улучшения удобства описания каждого зуба, их нумерации, заполнения карт, принято записывать порядок расположения зубов с помощью специальной формулы. Существует несколько ее разновидностей.

Система Зигмонди-Палмера (квадратно-цифровая)

Используются арабские цифры, нумерация начинается от центральных резцов в каждую сторону:

  • 1 и 2 – резцы.
  • 3 – клык.
  • 4, 5 – премоляры.
  • 6-8 – моляры.

По-иному обозначаются молочные зубы – с помощью римских цифр:

  • I и II – резцы.
  • III – клык.
  • IV и V – моляры.

Двухцифровая система Виола

Нумерация зубов использует 2 цифры. Челюсти поделены на 4 квадранта. Первая цифра и показывает его номер.

Для взрослых это:

  • 1 – верхняя челюсть справа.
  • 2 – верхняя челюсть слева.
  • 3 – нижняя челюсть слева.
  • 4 – нижняя челюсть справ.

Для аналогичного описания молочных зубов используются цифры с 5 до 8.

Итак, зубов в каждом квадранте по 8, номер его показывает вторая цифра. Таким образом, первый моляр нижней челюсти слева обозначается 35, а клык у ребенка снизу справа имеет обозначение 43. Поэтому, фраза, что «требуется лечение 48-го зуба», или, например, 55-го, не говорит о неквалифицированности врача или какой-либо патологии у вашего чада, вдруг обзаведшегося таким количеством зубов.

Развитие зубов

Различия молочных и коренных зубов начинаются с их количества – молочных зубов только 20, 8 резцов и моляров, и 4 клыка. Объясняется это тем, что большему количеству зубов у детей просто негде поместиться. В связи с этим, не бывает молочных премоляров. К моменту появления постоянных, челюсти подростка уже достаточно развиты для появления всех зубов.

Формирование зачатков зубов у людей начинается на 6-й неделе внутриутробного развития, а на 14-й появляется твердая зубная ткань. Вначале развивается коронка. Развитие зачатков постоянных зубов наступает на 5-м месяце.

К моменту появления на свет, у ребенка формирование зачатков и молочных, и постоянных зубов уже практически завершено. Процесс развития постоянных зубов, не имеющих аналогов среди молочных, начинается через год после рождения.

Если первые зубики могут появиться и в 4 месяца, а возможна и задержка их прорезывания до года, постоянные прорезаются у всех примерно в одном и том же возрасте. Последовательность их прорезывания та же, что и в случае молочных:

  • 6-7 лет. Появляются центральные резцы снизу.
  • 7-8 лет. Заменяются центральные резцы сверху и боковые снизу.
  • 8-9 лет. Появляются боковые резцы верхней челюсти.
  • 9-12 лет. Заменяются клыки, а также премоляры.
  • С 12 лет. С этого возраста начинают сменяться моляры, причем примерно с 14-летнего возраста появляются зубы, которых не было среди молочных.

Признаки скорого появления коренных зубов

Определить момент того, что вскорости следует ждать начала смены молочных зубов постоянными, можно по нескольким признакам:

  • Постепенный рост у малыша челюстей приводит к тому, что между зубками увеличиваются промежутки.
  • Зубик начинается шататься. Это связано с тем, что и без того маленький корешок начинает постепенно рассасываться, отчего фиксация молочных зубов существенно ослабляется.
  • Выпавший зубик свидетельствует, что сформировавшийся постоянный, который вот-вот появится, его вытолкнул.
  • Возможно появление припухлости, покраснений на десне в месте прорезывания постоянного зуба.
  • Боль в десне, там, где прорезывается постоянный зуб, повышение температуры, плохое самочувствие ребенка свидетельствует о возникших проблемах, и необходимо обязательно показаться врачу. Процесс прорезывания коренных зубов должен происходить безболезненно.

Возможные проблемы

В момент появления коренных зубов возможны те или иные стоматологические проблемы. Чтобы вовремя принять меры по их устранению, родители должны иметь о них представление.

Коренные зубы не прорезываются

Возможна ситуация, при которой молочные зубы не выпадают в положенные сроки, или выпали, но на их месте коренные так и начали появляться. Причину этого должен установить стоматолог, которого надо непременно посетить, не откладывая это в долгий ящик. Обычно выполняется обзорный рентгеновский снимок, который покажет степень развития коренных зубов.

Читать еще:  Аллергия на винилин у ребенка

Среди вариантов отсутствия прорезывания в положенные сроки коренных зубов можно указать:

  • Наследственную предрасположенность, являющуюся причиной возможной задержки появления коренных зубов. В случае, если рентгеновский снимок покажет, что процесс формирования зачатков зубов идет, то придется просто несколько подождать их появления.
  • Адентию. Нарушения процессов формирования зачатков зубов при внутриутробном развитии ребенка, воспалительные процессы могут привести к подобной патологии – отсутствию или гибели зачатков зубов. Выход – протезирование.

Первое время после прорезывания зуб слабо защищен от кариеса и воздействия на него различных бактерий. Объясняется это низкой степенью минерализации эмали на начальном этапе. Развитию кариеса почти ничего не мешает, ткани зуба разрушаются, возникает пульпит с последующим риском перехода его в периодонтит. Возможно появление сильной боли, изменение температуры тела и ухудшение самочувствия.

Крайне желательно не запускать ситуацию, не доводить до сильной боли, а сразу, как только появились болезненные ощущения, посетить стоматолога. При наличии предрасположенности у ребенка к кариесу, лучше провести профилактические процедуры, например, герметизацию фиссур. Складки на жевательной поверхности покрываются композитным материалом, защищающим такие естественные полости от скопления в них остатков пищи, развития бактерий, воспалительных процессов.

В худшем случае можно потерять зуб.

Зубы криво растут

Часто встречающаяся ситуация, когда коренной зуб уже начал прорезываться, но молочный никак не хочет выпадать. Результат – новый зуб ищет альтернативные пути роста, что приводит к его смещению, изменению направления роста. Отсюда нарушения прикуса и ровности зубного ряда. Потребуется лечение у ортодонта.

Если наблюдается такая ситуация, не следует самостоятельно удалять или расшатывать молочный зуб, необходимо посетить врача.

Выпадение коренных зубов

Тревожный симптом наличия заболеваний (кариес и т. п.) в ротовой полости, либо существуют проблемы со всем организмом (болезни соединительных тканей, сахарный диабет и др.). Посещение врача обязательно.

Необходимо это для выработки стратегии восстановления утраченного зуба. Это надо для правильного роста оставшихся зубов и формирования челюстно-лицевой системы. Учитывая, что ткани челюсти еще находятся в процессе роста, протезирование возможно только временное, которое необходимо корректировать по мере развития челюстей. Постоянное протезирование будет доступно только после окончания их формирования.

Травмы

Первые несколько лет после прорезывания зубы подвержены повышенному риску травмирования при воздействии на них. Спортивные травмы, падения, удары могут привести к откалыванию частей зуба, возникновению трещин. Обязательно обратитесь к стоматологу, который восстановит утраченную часть современными материалами.

Заключение

Постоянные зубы не подвержены регенерации, они даются один раз и на всю жизнь. Внимательное отношение, особенно в процессе их развития, тщательный уход, своевременное посещение детского стоматолога для лечения и выполнения профилактических процедур помогут сохранить их.

РАЗВИТИЕ ВРЕМЕННЫХ И ПОСТОЯННЫХ ЗУБОВ. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ И МИНЕРАЛИЗАЦИИ ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБОВ

Лекция №3

1. Анатомо — физиологические особенности детского организма. Периоды детского возраста.

2. Развитие зубов.

3. Первичная минерализация твердых тканей зубов.

4. Механизм прорезывания зубов. Сроки прорезывания временных и

5. Рост, развитие и формирование корня зуба и тканей пародонта.

6. Вторичная минерализация твердых тканей зубов.

Анатомо-физиологические особенности детского организма

Развитие тканей и совершенствование функций отдельных органов и всего оранизм в целом являются процессами, которые принципиально отличают детский организм от взрослого.

Соответственно характеру и интенсивности изменений, происходящих в организме, принято различать следующие периоды развития ребенка:

1) внутриутробный (антенатальный) развитие-280 дней (10 лунных

2) новорожденности — около 3-3,5 недель;

3) грудной — до 1 года;

4) ясельный — от 1 до 3 лет;

5) дошкольный — от 3 до 6 лет;

6) школьный — от 6 до 17 лет, в этом периоде выделяют:

— Младший школьный — от 6 до 12 лет;

— Старший школьный — от 12 до 17 лет.

Внутриутробный период развития. Развитие челюстно-лицевой

Период внутриоутробного развития является важнейшим, ответственным и наиболее уязвимой фазе развития плода.

Все аномалии, в целом характеризуются отклонениями от нормального развития лица, челюстей и зубов в процессе эмбриогенеза, начинаются в основном на ранних стадиях и имеют первоначальный характер. Нарушение структуры, формы и размеров, которые возникают при дальнейшем росте и развитии зубочелюстной системы имеют производный, вторичный характер.

Развитие зубов длится два основных периода — внутричелюстной (до прорезывания зуба) и винутриротовой (после прорезывания). Выделяют основные этапы развития зубов человека, которые плавно переходят друг в друга и не могут буги четко отграниченными:

1) закладка зубной пластины с последующим образованием зубных зачатков, происходит в период внутриутробного развития. Формирование зубных зачатков может происходить как в антенатальный, так и в постнатальный периоды развития человека. всегда внутричелюстного.

2) дифференциация тканей;

4) первичная (внутричелюстная) минерализация.

5) прорезывания зуба;

6) рост, развитие и формирование корней и тканей пародонта, с которыми одновременно активизируются процессы вторичной минерализации твердых тканей зубов. 7) стабилизация (функционирования). Продолжительность этого периода для каждой группы как временных, так и постоянных зубов является индивидуальной.

8) резорбция (рассасывание) корней.

Закладка и образование зубного зачатка

Наб-7-й неделе внутриутробного развития вдоль верхнего и нижнего краев первичной ротовой полости (в области будущих зубных дуг верхней и нижней челюстей) происходит утолщение многослойного плоского эпителия, который врастает в пидлежащую мезенхиму, создавая зубную пластинку.

Зубная пластина прорастает в глубину, принимает вертикальное положение и разделяется на вестибулярную и язычную. Эпителий присинковой части зубной пластины сначала активно разрастается, утолщается, позднее-часть его клеток дегенерирует, формируя щель — преддверие ротовой полости, который отделяет губы и щеки от десневой дуги. Эпителий языковой части зубной пластины, погружаясь в мезенхиму, дает начало всем временным и постоянным зубам (рис. 2).

Рис.2 Ранняя стадия развития зуба: 1 — эпителий слизистой оболочки полости рта, 2 — шейка эмалевого органа; 3 — внешний эмалевый эпителий; 4-пульпа эмалевого органа; 5 — внутренний эмалевый эпителий; 6 — зубной сосочек; 7 — зубной мешочек; 8 — трабекулы новообразованной кости; 9 — мезенхима.

Сначала эпителий пролиферирует в виде почек, которые трансформируются в колбообразные разрастания, которые позднее приобретают вид колпачков, формируя эмалевый орган. В эмалевом органе зубного зачатка, образованного двумя утолщенными слоями многослойного эпителия, между клетками в центральной части эмалевого органа продуцируется белковая жидкость, постепенно разграничивает эти слои на внешний и внутренний, между которыми формируется пульпа эмалевого органа.

В результате дифференциации клетки эмалевого органа, которые сначала были одинаковые по морфологии, приобретают разную форму, функцию и назначение. Эпителий, прилегающей к мезенхимы зубного сосочка, это высокие клетки цилиндрической или призматической формы, в цитоплазме которых накапливается повышенное содержание гликогена. В дальнейшем из этих клеток образуются енамелобласты (амелобласты, адамантобласты)-клетки, продуцирующие органический матрикс эмали зуба.

Так эмалевый орган дает начало эмали зуба и кутикуле, которая принимает непосредственное участие в формировании зубо-десневого прикрепления. Функцией эмалевого органа является также то, что он придает коронковой части зуба определенной формы и индуцирует процессы дентиногенеза.

Одновременно под вогнутой частью эмалевого органа, под внутренним слоем его эпителия, интенсивно агрегируются мезенхимальные клетки, составляющие зубной сосочек. Он дает начало формированию дентина и пульпы зуба. Мезенхима, окружающая каждый эмалевый орган и зубной сосочек, уплотняется и формирует зубной мешочек, из которого формируются цемент и псриодонт.

Таким образом, в результате трансформации эпителиальной и мезенхимальной ткани, которая наиболее интенсивно происходит в периоды закладки, дифференциации, гистогенеза формируется зубной зачаток (рис. 3).

Рис.3. Ранняя стадия развития зуба (зубной зачаток): 1 — эпителий слизистой оболочки ротовой полости; 2-енамелобласты; 3-эмаль; 4-дентин, 5 — предентин; 6 — дентинобласты; 7 — зубная пластинка и закладка постоянного зуба; 8 — пульпа зуба , 9 — остаток эмалевого органа, 10 — костные трабекулы; 11 — мезенхима.

Формирование зачатков всех временных зубов происходит в антенатальном периоде развития, начиная с 6-7 недель эмбриогенеза. Формирование зачатков постоянних зубов происходит в следующей последовательности: зубные зачатки первых постоянных моляров и центральных резцов начинают формироваться на 5 и соответственно 8 месяца внутриутробного периода развития. В первые полгода жизни ребенка происходит развитие зубных зачатков постоянных латеральных резцов. Во второй половине 1 года жизни и в первой половине 2 года жизни ребенка происходит развитие зубных зачатков первые премоляры. В конце 2 года жизни ребенка формируются зубные зачатки вторые премоляры, на 3 году-вторых постоянных моляров и клыков. Формирование зубных зачатков третьего постоянных моляров (зубов «Мудрости») происходит в возрасте до 5 лет. К этому периоду развития ребенка в костной ткани челюстей еще сохраняются остатки эмбриональных тканей — эпителиальной и мезенхимальной, которые способны к дифференциации и инициируют гистогенез.

Первичная минерализация твердых тканей зубов

Синтез органического матрикса твердых тканей зуба инициирует их первичную минерализацию. Сроки начала первичной минерализации временных зубов отражены в табл. 1.

Первичная минерализация твердых тканей зуба происходит в внутричелюстном периоде его развития очень интенсивно. Она всегда начинается с режущего края резцов и клыков, а также из бугорков жевательных зубов и продолжается на всю длину коронки зуба. Расположенный под эмалью дентин сначала структурируется органическими веществами, позднее приобретает признаки минерализации. Период первичной минерализации твердых тканей зубов длится разное время. Активнее первичная минерализация происходит во временных зубах, а именно, в центральных и латеральных резцах обеих челюстей (6-8 мес).

Рис. 4. Строение енамелобласта (А Хэм, Д. Кормак, 1983): 1 — матрикс эмали, 2 — отросток Томса 3 — секреторные гранулы; 4-апикальные запирающие пластинка; 5-комплекс Гольджи; 6 — гранулярная эндоплазматическая сеть, 7 — ядро, 8 -митохондрии; 9-базальная запирающие пластинка

Рис. 5. Строение дентинобласта (А Хэм, Д. Кормак, 1983): 1-дентин; 2-зонаминерализации; 3-отросток Томса, 4 — предентин; 5-замикашигшастинка; 6-гранулярная эндоплазматическая сеть, 7 — комплекс Гольджи; 8-ядро.

Молодая эмаль зуба, который еще не прорезался, по химическому составу аналогична зрелой эмали. На 65% она состоит из воды, содержание органических веществ составляет 20%, минеральных веществ — менее 15% (так называемая мягкая эмаль). Качество процессов первичной и вторичной минерализации твердых тканей зуба формирует в будущем его кариесрезистетиисть. После внутричелюстной минерализации коронковой части зачатка зуба он прорезывается.

Читать еще:  Герметизация фиссур у детей

188.64.169.166 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Особенности возрастного развития зубов у детей

Каждому возрастному периоду свойственны как определенные особенности развития зубов, так и заболевания, которые преимущественно проявляются именно в это время. Поэтому каждый период имеет свою специфику при оказании детям стоматологической помощи. Умение найти подход к ребенку в психологическом плане и умение принять правильное решение при тех или иных обстоятельствах относятся к особенностям возрастного лечения в первую очередь.

Развитие зубов у детей от рождения до 12 лет

Многие родители наивно полагают, что проблемы стоматологического характера у ребенка связаны в основном с наследственностью. Это общее заблуждение приводит к тому, что с раннего возраста малыша родители не уделяют достаточно внимания зубкам и ротовой полости, не помогают ребенку выработать привычку правильно ухаживать за своими зубами. А ведь именно в раннем детском возрасте закладываются основы поведения будущего чистюли.

О первых признаках прорезания зубов, сроках прорезания и как облегчить прорезывание зубов, мы писали в статье – Что делать при появлении у ребенка первых зубов?

До появления первого зуба

Уже в 6–8 месяцев родители сталкиваются с проблемой прорезывания зубов. Для некоторых этот период становится настоящим испытанием. Обращаемся к родителям – приходите в нашу клинику и проконсультируйтесь у детского стоматолога по всем волнующим Вас вопросам. Вы узнаете много полезной и нужной информации о периоде прорезывания зубов у детей. Консультация детского стоматолога бесплатная.

Уход за первыми зубками

Детские зубы в возрасте от 6 месяцев до 2 лет

Прорезался первый зуб малыша. Обычно это передние зубы, резцы на верхней или нижней челюсти. Даже если во рту всего один зубик, необходимо тщательно ухаживать за ним. После резцов в скором времени появляются моляры и клыки. Заблуждением является мнение о том, что ухаживать за зубами малыша можно только после года. До этого возраста уход осуществляется с помощью средств, которые не смогут поранить или нанести вред нежным деснам ребенка. В этой роли могут выступать марлевые салфетки или специальные палочки. После года малышу обязательно нужно приобрести первую мягкую зубную щетку. Будьте внимательны при выборе: подбирайте щетку с маленькой головкой и мягкими щетинками. Уход за зубками проводим утром и вечером.

В начале, пока малыш привыкает к увлекательной процедуре, родители должны помогать ему чистить зубы. Затем своим собственным примером демонстрировать, как нужно ухаживать за ротовой полостью. Разместитесь удобнее перед зеркалом и начинайте.

  • Зубы нужно обрабатывать со всех сторон.
  • Зубная щетка двигается по направлению от десны к краю зубика.
  • Движения зубной щетки должны напоминать движения метлы, которая тщательно сметает весь мусор с поверхности зубов.
  • Начинаем чистку с передней поверхности зубов, переходим на середину, а затем чистим заднюю стенку зуба.
  • Чистить жевательную поверхность зубов следует по направлению от края челюсти к середине с одной стороны и с другой. Малыш должен открыть рот шире, для того чтобы щетку можно было поставить на жевательную поверхность и хорошенько «подмести» ее.

Выбирайте специальную детскую зубную пасту без большого количества абразивных веществ, для малышей подойдет паста в виде геля. Не стремитесь выбрать пасту с большим содержанием фтора. В таком возрасте от него будет больше вреда, чем пользы. Не все дети могут чистить зубы, не проглотив при этом какое-то количество пасты. Статистика утверждает, что 30–60% малышей глотают пасту при чистке. Пусть это происходит нечаянно, но выбирайте ту пасту, которая не нанесет вреда здоровью ребенка при проглатывании.

В 2–3 года многие дети уже осваивают азы чистки зубов, но взрослым все же стоит присутствовать при данной процедуре, контролировать правильность ее проведения. К трем годам малыш постепенно осваивает сложную науку, а родители на собственном примере должны показывать, что уход за детскими зубами и полостью рта является важной ежедневной задачей. Несомненно, должен присутствовать элемент игры. Можно чистить зубы игрушкам, куклам и мишкам, демонстрируя ребенку правильность выполнения процедуры. Малыш может поэкспериментировать и почистить ваши зубы. Начните обучение без пасты, постепенно добавляя небольшое ее количество. Приучите малыша к тому, что помимо ежедневной чистки необходимо проводить полоскание ротовой полости после еды.

Детские зубы в возрасте от 2 до 5 лет

К 2.5 – 3 годам формируется временный прикус. Для ребенка с 2 до 5 лет нужно пересмотреть арсенал средств по уходу за детскими зубами и полостью рта. Детские зубные щетки все также должны иметь мягкие щетинки. Можно использовать пасту с небольшим содержанием фтора. В состав используемой детской зубной пасты должны входить специальные минерализующие добавки. Ко всему вышеперечисленному желательно добавить ополаскиватель для полости рта — выбирайте состав без содержания спирта.

Детские зубы в возрасте от 5 до 12 лет

Период с 5 до 12 лет является очень важным в развитии организма ребенка, это касается и системы зубов малыша. Ротовая полость должна содержаться в чистоте, обратите внимание на то, что в данном возрасте происходит созревание эмали. Плохая гигиена полости рта приводит к стоматологическим заболеваниям. Следует также помнить, что кариозные зубы являются очагами инфекции для всего организма ребенка.

После 5.5 – 6 лет появляется первый постоянный моляр (всего их 4). Родители должны знать о том, что эти зубы не меняются, они являются постоянными. Именно первые постоянные моляры играют важную роль в формировании постоянного прикуса.

Этот период становится довольно сложным с точки зрения стоматологии, ведь одновременно появляются моляры и выпадают молочные зубы. С 7 до 9 лет прорезываются резцы, затем до 12 лет появляются премоляры. С 12 до 13 лет у ребенка вырастают вторые моляры и клыки. Помимо этого в данный период активно созревает эмаль.

Рекомендуется использовать фторсодержащие пасты, для того чтобы избежать развития кариеса, контролировать обмен веществ микроорганизмов, которые могут выделять много кислоты, разрушающей эмаль. Паста с содержанием фтора препятствует образованию налета на зубах, если эмаль начала разрушаться, то паста способствует нормализации состояния зубов.

Бережем зубы смолоду

Если в молочных зубах начинает развиваться кариес, то родители отмахиваются от него, говоря, что все равно зуб выпадет и ничего страшного здесь нет. Лечить кариес в молочных зубах они и не помышляют, ведь все равно удалять. Однако, лечить молочные зубы необходимо! Именно первые зубы играют важную роль в формировании всей челюстной системы ребенка. На их основе затем вырастают постоянные зубы, которые могут занять неправильную позицию во рту. А если инфекция проникнет внутрь кости и повлияет на развитие еще не появившегося постоянного зуба, в результате мы получим кривой или недоразвитый зуб.

Зубной налет у детей. Так ли он страшен?

Вредные микроорганизмы способны нанести вред не только детским зубам, но и всему его организму малыша. Микробы могут вызвать воспаление десен. Определить, есть ли у вашего малыша проблемы с деснами, очень просто. Достаточно присмотреться, есть ли кровоточивость во время чистки. О воспалении десен расскажет и неприятный запах изо рта. Зубной налет способен вызвать кариес. Учеными было доказано, что без микроорганизмов кариес развиться не сможет. Поэтому именно зубной налет, скопление вредных микробов, таит в себе серьезную опасность для маленького ротика. Микробы вырабатывают кислоту, которая разрушительно действует на эмаль зубов. Необходимо объяснить малышу, что своевременное полоскание полости рта и чистка зубов позволяют избавить наш рот от вредных бактерий. Детский организм характеризуется тем, что все процессы развиваются в нем довольно быстро, не исключением становится и разрушительное действие микроорганизмов.

Детский кариес и его последствия

Гастрит, аллергия, нервные расстройства, кожные высыпания, колит, эндокринные заболевания, проблемы с сердцем, заболевания, связанные с печенью, почками и поджелудочной железой, — вот краткий перечень тех проблем, которые несет детскому организму злосчастный кариес. Английские ученые установили, что данным заболеваниям в 12 раз чаще подвержены люди с кариесом, чем те, которые имеют здоровые зубы и внимательно относятся к уходу за полостью рта.

Зубы и десны должны находиться в здоровом состоянии, только тогда они не станут причиной многочисленных заболеваний, которые начинают развиваться в раннем возрасте. Проникая в организм через ротовую полость, вредные бактерии вызывают патологические изменения в органах ребенка. Поэтому профилактика кариеса и воспаления десен должна стать приоритетной задачей заботливых родителей.

Счастливый малыш — здоровый малыш!

Не существует чудесного лекарства от кариеса, которое позволило бы одним махом очистить ротовую полость ребенка от вредоносных микроорганизмов. Профилактика заболеваний подобного рода становится основным способом борьбы с кариесом. Вряд ли ваш малыш будет бояться визитов к стоматологу, если Вы регулярно посещаете с ним детского врача, независимо от того, есть на данном этапе у ребенка проблемы с зубами и деснами или нет. Чем раньше выявлен кариес, тем проще и быстрее его лечение, а значит, и ребенку будет легче переносить ту или иную врачебную манипуляцию.

Лучше всего продемонстрируют правильность утверждения о том, что чистить зубы необходимо, сами родители на собственном примере. Чистите зубы вместе со своим малышом, таким образом вы сможете контролировать, правильно ли он осуществляет процедуру, добросовестно ли подходит к данному делу. Грамотность родителей в вопросе воспитания основных гигиенических навыков ребенка крайне важна. Передавая накопленный опыт и знания малышу, вы приучаете его к правильному образу жизни, который станет залогом здоровья его организма. Улыбка ребенка будет не только здоровой, но и красивой!

Профилактический осмотр ребенка в кабинете детского стоматолога один раз в 6 месяцев позволит заблаговременно предупредить развитие негативных процессов в ротовой полости, исправить прикус, устранить появившиеся проблемы. В том случае если ребенок по состоянию здоровья относится к группе риска, следует чаще наведываться в детскую стоматологию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector